Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Перспективы строительной отрасли

Промышленность: Перспективы строительной отрасли - 18-08-2012, 22:11

 

Перспективы строительной отрасли

 

Борис Владимирович ГУСЕВ

Андрей Иванович ЗВЕЗДОВ

Вячеслав Рувимович ФАЛИКМАН

 


СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ: БЕТОН И ЖЕЛЕЗОБЕТОН — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ


Лето и осень — плодотворная строительная пора, когда все отрасли нашей экономики в той или ной степени испытывают подъем, связанный с активной строительной деятельностью. Рост объемов строительного производства, промышленного и гражданского строительства, транспортных сооружений и прежде всего — строительство жилья — все это является большим вкладом в создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан. Строительство — залог роста социального благополучия в целом по стране. Отрадно, что по итогам 2011 года ввод жилья составил порядка 60 миллионов м3. Тем не менее, предусмотренный программой Правительства РФ рост объемов жилищного строительства до 140 миллионов м3 к 2020 году вызывает сомнение. Поэтому всем нам надо приложить большие усилия, чтобы помочь государству в решении этой важнейшей социальной задачи.

 

 

Действительно, в 2011 году объем затрат на различные виды строительства составил более 5 триллионов рублей. Строительство как отрасль в целом по стране дает постоянную работу 3650000 человек. Все это говорит о заботе государства по созданию необходимой жилищной инфраструктуры, о продолжении работ по обеспечению жильем граждан России. Но при таких огромных затратах совершенно непонятным образом разрушается недавно построенная дорога на острове Русском, выходит из строя целый ряд объектов в районе Сочи, практически все российские автомобильные дороги требуют ежегодного ремонта… Не пора ли задуматься не только о количестве, но и о качестве выполняемых работ? Никогда не поздно вернуться к прошлому опыту, накопленному в нашей стране и за рубежом.

 

 

С тем, чтобы решить ряд жилищных проблем, в СССР в 50-е годы был провозглашен курс на строительство жилых многоэтажных домов из сборных железобетонных элементов. С 1955 по 1985 год объем производства сборного железобетона вырос с 6,2 миллиона м3 до 151 миллиона м3 в год. Сразу возникла ситуация «крена» в сторону сборного железобетона, и руководители страны вдруг «забыли» о других материалах: кирпич, дерево и многое другое. Односторонняя ориентация в строительстве на сборный железобетон неизбежно привела к существенным ошибкам: была заброшена кирпичная промышленность, ликвидированы механизированные предприятия по производству мелких шлакоблоков. В угоду конъюнктуре выбирались сборные варианты даже там, где это было нерационально.

 

 

В наше время, наоборот, наблюдается неоправданный отказ от сборного железобетона, несмотря на наличие развитой производственной базы, использование которой не превышает 25%. Это шараханье приводит к значительным издержкам, в том числе экономическим.  Отказ от сборного строительства может быть приравнен в определенной мере к отказу от конвейерной сборки автомобилей. Однако конвейерная сборка нисколько не мешает крупным компаниям выпускать широкую гамму разнообразных марок автомобилей. Дело в гибкости производственных линий. Создание гибких технологий должно стать главным направлением модернизации наших заводов сборного железобетона. Наличие таких линий позволяет германским строителям широко вести в железобетоне даже полносборное коттеджное строительство.


 

Из сборного железобетона за рубежом строятся не только жилые и гражданские здания, но также стадионы, театры, церкви и даже тюрьмы. Мировая практика доказывает, что сборный железобетон применяется в строительстве все шире. Международная организация по сборному железобетону – BIBM – существует уже около 40 лет и провела в различных странах 16 международных конгрессов, последний из которых состоялся в Италии в мае 1999 года. А в нашей стране в 80-е годы произошел крен на монолитное строительство якобы потому, что монолитные дома широко строятся в Западно-европейских странах, в США и так далее.

 

 

Но перейдя на монолитное строительство, мы не учли, что монолитные здания можно возводить только при положительной температуре. В условиях России, где продолжительность периода с отрицательной температурой составляет полгода и больше, фанатичное стремление все строительство вести из монолитного бетона не оправдано. В результате существенно снизились объемные показатели строительства жилья.  Сейчас в мире достаточно четко прослеживается тенденция к сборно-монолитному строительству. И это будет серьезным резервом в наращивании темпов строительства в настоящее время.

 

 

Бытующее представление о доминирующем применении в зарубежном строительстве монолитного железобетона неверно. Например, Германия производит ежегодно 32 миллиона кубометров сборного железобетона, то есть почти вдвое больше, чем в России. Более того – если из-за общего экономического спада производство цемента в Германии в 1998 году по сравнению с 1994 годом сократилось на 14%, то производство сборного железобетона – только на 9%. В Италии потребление цемента в строительстве составляет 37,5 миллионов тонн, из них на производство товарного (монолитного) бетона расходуется менее половины, 46%. В США расширяется применение сборного железобетона в мостостроении, в том числе и при сооружении внеклассных мостов методом навесной сборки пролетных строений из сегментов. Этот метод вытесняет строительство монолитных мостов аналогичных пролетов. Всего же в настоящее время в США около 80% мостов сооружается из железобетона, в том числе мосты пролетом до 50 м – как правило, из сборных балочных пролетных конструкций.

 

 

Наружные стены многоэтажных зданий практически повсеместно в США выполняются сборными, поскольку бетонирование таких элементов на месте оказывается существенно более трудоемким. В заводских условиях возможно изготовление архитектурных конструкций по двух-трехстадийной технологии с применением в качестве декоративных элементов различной текстуры и фактуры поверхностей, цветовой гаммы, включая отделки из естественного камня или керамики.


 

К преимуществам сборного железобетона можно отнести возможность в условиях стационарного производства обеспечить стабильное качество продукции через организацию пооперационного контроля. Производство сборных конструкций и изделий намного легче поддается автоматизации, а для некоторых технологий – и роботизации. Применение современных переналаживаемых форм позволяет существенно разнообразить виды изделий и варианты их архитектурной отделки. Составы бетонов и конструкции опалубочных форм позволяют в настоящее время получать высокоточные изделия с допусками в десятые доли миллиметра.Применение химических добавок-модификаторов позволяет широко варьировать свойства бетонной смеси и затвердевшего бетона в зависимости от способа изготовления.

 

 

 

Следует еще раз подчеркнуть, что в настоящее время главным строительным материалом является бетон и железобетон. В мире производится порядка 3 миллиардов кубических метров бетона и железобетона в год. По статистике на одного человека в странах Западной Европы используется 3-4 кубометра в год, в США – от 4 до 6 кубических метров в год на человека. В Юго-Восточной Азии, в развитых странах, например, в Японии, – от 6 до 9 кубометров на человека в год. А мы находимся на уровне 0,5 кубометров на человека в год.  Поэтому Российская академия наук, Российская инженерная академия, Ассоциация «Железобетон», НИЦ «Строительство» совместно с Министерством регионального развития РФ, с другими министерствами, которые активно занимаются строительством, решили проводить конференцию по бетону и железобетону. Конференция «Бетон и железобетон – взгляд в будущее» состоится в Москве в 2013 году.  Организаторы ожидают, что в конференции примут участие более 1000 специалистов, в том числе из стран дальнего Зарубежья. В конференции планируют участвовать международные организации, – например, общество гражданских инженеров Западной Европы и США, – которые занимаются подготовкой нормативных документов, прежде всего – стандартов, которые применяются в современном строительстве, и другие организации.

 

Один из путей в решении проблемы качества строительных материалов, в том числе бетона и железобетона, – это сертификация предприятий стройиндустрии на соответствие стандартам серии ИСО 9000. Этому должно предшествовать изложение всех отечественных документов, регулирующих качество продукции предприятий стройиндустрии, в терминах стандартов серии ИСО 9000. В развитых странах предприятие, сертифицированное на соответствие этим требованиям, имеет намного больше шансов преуспеть на рынке строительной индустрии. Стандарты серии ИСО 9000 приняты уже в более чем 60 странах, в том числе и в России, где уже появились отдельные предприятия, сертифицированные по этой системе. Наличие сертифицированной системы контроля качества продукции избавит предприятие от необходимости получения сертификатов на каждый отдельный випродукции. Качество бетона является наиболее значимым параметром его конкурентоспособности по отношению к другим материалам.

 

 

В нашей стране длительное время директивная установка на экономию цемента не способствовала получению высококачественных конструкций из железобетона. Так ГОСТ 12015.0-83 «Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные» требует, чтобы нормируемая прочность бетона на сжатие в конструкциях и изделиях в момент отгрузки потребителю (отпускная прочность) обязательно должна быть ниже класса бетона, указанного в проекте. Этот ГОСТ и ГОСТ 18105 рекомендуют снижать среднюю прочность бетона в изделиях, если на предприятии достигнута однородность бетона выше нормируемой. И это при том, что 90% отечественного сборного железобетона изготавливается из бетонов средних классов: В25 и ниже. Такой подход стимулирует лишь снижение расхода цемента, но никак не повышает качество выпускаемой продукции.

 

 

Возможности снижения требований к прочности заложены и в отечественные нормы на товарный бетон. Совершенно другие подходы приняты в зарубежной строительной практике. Так в Рекомендациях Технического комитета по сборному железобетону Европейской организации по стандартизации (ТК 228 СЕН) предписывается изготавливать обычные конструкции из бетона класса не ниже В25, а конструкции с преднапряженной арматурой – из бетона класса не ниже В37. Одним из важных элементов процесса объединения развитых европейских стран в Европейский союз являетсясоздание единой (гармонизированной) системы евростандартов, обязательных для применения во всех странах – членах Союза.

 

 

Прежде всего, гармонизации подлежат стандарты на продукцию. Для разработки евростандартов и координации работ в этой области был создан Европейский комитет по стандартизации – СЕН – в составе многочисленных технических комитетов. Система евростандартов на бетон и железобетонные конструкции насчитывает несколько десятков документов. Главными стандартами являются ЕN 1992 – «Расчет железобетонных конструкций» (Еврокод 2), EN 206 – «Бетоны, общие технические требования, производство и контроль качества». К этим стандартам примыкают стандарты на основные составляющие материалы: EN 197 – «Цемент», EN 12620 – «Заполнители», EN 13055-1 – «Легкие заполнители», EN 1008 – «Вода затворения», EN 13263 – «Микрокремнезем», EN 450 – «Зола-уноса для бетона», EN 10130 – «Напрягаемая арматура», EN 934-2 – «Химические добавки», EN 10080 – «Ненапрягаемая арматура», EN 447 – «Растворы для инъецирования» и другое. В свою очередь, в развитие этих стандартов имеются стандарты на методы испытаний: EN 196 – «Испытание цементов», EN 480 – «Испытание добавок» и другое.


 

Основной пакет этих документов пока еще не утвержден. Поэтому важно не только учитывать подходы евронорм при обновлении соответствующих отечественных стандартов, но и через международные организации по бетону и железобетону стремиться влиять на содержание международных документов в процессе их подготовки. Без активного сотрудничества с СЕН разработанные с трудом в условиях острого недофинансирования российские стандарты могут содержать существенные разночтения с евростандартами, прежде всего – по методам испытаний, что сделает невозможным продвижение российской строительной продукции на зарубежный рынок. Самое неприятное будет состоять в том, что российские производители, наверное, выпустили бы свою продукцию в соответствии с требованиями евростандартов, если бы вовремя о них узнали.

 

 

Надо отметить, что ключевой проблемой в сфере производства железобетонов остается повышение прочностных характеристик до 600–700 МПа. В настоящее время созданы новые виды армирования, среди традиционных при использовании металла появилась идея спирального армирования, которую уже применяют в сейсмоопасных регионах, например, на Тайване. Надо сказать о нетрадиционных видах армирования, в том числе об использовании различного рода композитов из углепластиков, из других видов волокон, в том числе – из базальтового волокна. Сегодня исследователи заняты созданием новых технологий со снижением удельных расходов в человеко-часах на единицу строительной продукции.

 

 

Еще одна актуальная тема предстоящей конференции – это новые физико-химические и технологические процессы, которые позволят ускорить процесс сборного и монолитного строительства, а также улучшить качество. Это использование нанотехнологий в бетоне, строительство энергосберегающих зданий и сооружений. А также представляет интерес проблема применения химических добавок и модификаторов. Конференция «БЕТОН И ЖЕЛЕЗОБЕТОН – ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» позволит обсудить целый ряд важнейших проблем с тем, чтобы повысить темпы строительства, снизить и строительные, и эксплуатационные затраты на строительстве зданий и сооружений, обеспечить высокие экологические показатели и повышенную комфортабельность жилья, в котором нам предстоит жить.

 

 

B.V. GUSEV , A.I. ZVEZDOV , V.R. FALICMAN. “CONCRETE AND FERRO-CONCRETE; A GLANCE TO THE FUTURE” CONFERENCE. According to the results of 2011 the production of habitable houses was about 60 mln. m2. Nevertheless the reality of stipulated by the RF Government increase of house building volume up to 140 mln. m2 by the year of 2020 gives rise to doubts. Thus we should all do our utmost to help the State to solve this most important problem. Creating flexible technologies should become the main modernization trend of our plants manufacturing modular ferro-concrete. The world practice proves, that modular ferro-concrete is applied in building practice wider and wider. The Russian Academy of Sciences, Russian Engineering Academy, “Zhelezobeton” (“Ferro-Concrete”) Association, Research Centre “Stroitelstvo” (“Building”) jointly with the RF Ministry of Regional Development and other ministries being actively engaged in building have decided to run a conference on concrete and ferro-concrete. “Concrete and Ferro-Concrete; a Glance to the Future” Conference will take place in Moscow in 2013.

 

(Межотраслевой альманах ДСР №37/2012г.)

 

  



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30