Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Сферы духовной культуры

Наука: Сферы духовной культуры - 13-10-2012, 12:02

Раиса Ивановна ПШЕНИЧНИКОВА

ректор ФГБОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ), профессор, академик Международной академии наук высшей школы, академик МАИ

 

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ


Современный период времени характеризуется «биосферно-ноосферным переходом» или «Проживанием Завершения Цикла», связанного с формированием Новой реальности», — подчеркивает Хосе Аргуэлльес — Валум Вотан — автор ряда научных публикаций по теме «Время и Духовное выживание человечества».

 

Переход к Новому Времени связан с переходом на Майянский календарь, год которого равен 13 месяцам по 28 дней. «Календарная реформа не только открывает дверь в естественное время, что понимается как эволюционная неизбежность, но и новые горизонты мышления и социальной организации, основанные на Законе Времени. Вместе с тем, благодаря смене календаря, Закон Времени воспринимается в качестве основы нового знания наступающей эры», – подчеркивает Хосе Аргуэлльес – Валум Вотан в книге «Проживая Завершение Цикла».

 

 

В связи с обозначенным эволюционным процессом, о чем опубликовано немало различного уровня изданий, появляется насущная необходимость в исследовании данной проблематики. В этом плане особое место занимает фундаментальная работа известного ученого Л.В. Скворцова «Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание». В ней автор исследует архетип российского самосознания, который оказал огромное влияние на различные стороны духовной жизни общества. Глубокое исследование российских философских рефлексий позволило автору сделать чрезвычайно важный вывод о необходимости перевода существующей идеологии из «абстрактной философской в конкретную культурологическую плоскость, позволяющую реалистически определять смыслы различных форм деятельности и их сочетаний». Это означает, – подчеркивает Л.В. Скворцов, – анализ реальных возможностей, разработку концепции цельного знания, знания феноменов жизни и такого их сочетания, которое обеспечивает и стабильность, и совершенствование бытия народа». «Это начало Нового осевого Времени России. Это этап культурологии, определяющей формы общественной жизни в типологиях массового поведения и работы, досуга, отдыха и праздника». Основой этого процесса, по мнению автора, служат типологии символатов информационной культуры и новой духовности, основанной на свободном разуме.

 

 

Таким образом, налицо жизненно важная необходимость осознания потребности в исследовании нового гуманитарного знания. Это новое знание, как показывает анализ многочисленной литературы, формируется под мощным воздействием эзотерической культуры, эзотерической психологии и философии. В связи с этим следует особо отметить влияние очень популярного сегодня «Творящего словаря образного мышления», изданного уже четвертый раз, а также «Числовые коды. Иерархия» Крайона из серии «Голубая Роза Сириуса». Данные издания основаны на русском алфавите, который, по мнению ученых-эзотериков, является ключом к тайнам нашей древней памяти. Отсюда понятно, что русский язык заслуживает значительно большего внимания в образовании и культуре. То, что происходит сегодня с этим языком – просто кощунство и издевательство над собственной древней памятью.

 

 

Еще одним из значимых факторов, влияющих на развитие нового знания, является язык символов. Проблемы исследования значения символьно-математического мышления в формировании и созидании окружающего мира достаточно основательно исследованы в трудах выдающегося отечественного ученого И. Пригожина. Это связано в первую очередь с развитием инфраструктуры воображения и активизацией творческих способностей человека. Не случайно автор сравнивает воплощенную в символах мысль с произведением искусства. «Подобно произведению искусства, она имеет свои ограничения. Она возбуждает и чувство восхищения, и чувство неудовлетворенности. Она бросает нам вызов, побуждая идти вперед».

 

 

Сегодня зафиксирован повышенный интерес людей к идее скрытого знания и осмысления символов, которая выходит на первый план и приобретает в глазах человечества особую значимость и статус. В автореферате своей диссертации «Неоязычество в культуре: история и современность» И.С. Резепова пишет: «Широкое распространение неоязычества в современной культуре требует критически-рефлексивного, философско-культурологического анализа и осмысления». Ею делаются выводы о возрождении язычества в искусстве и культуре как основы обновления творческого, художественного процесса, расширения тематического тезауруса различных видов искусств. Современные художники заняты не только реконструкцией древних мифов и культов в своем творчестве, но и конструированием новых мифов и фантазий, питающих феномен неоязычества современной культуры. Искусство черпает вдохновение в первобытном языческом мировоззрении, которое оно возрождает, переосмысливая.

 

 

В автореферате своей диссертации «Неоязычество в культуре: история и современность» И.С. Резепова пишет: «Широкое распространение неоязычества в современной культуре требует критически-рефлексивного, философско-культурологического анализа и осмысления». Ею делаются выводы о возрождении язычества в искусстве и культуре как основы обновления творческого, художественного процесса, расширения тематического тезауруса различных видов искусств. Современные художники заняты не только реконструкцией древних мифов и культов в своем творчестве, но и конструированием новых мифов и фантазий, питающих феномен неоязычества современной культуры. Искусство черпает вдохновение в первобытном языческом мировоззрении, которое оно возрождает, переосмысливая.


 

Даже поверхностный анализ современных исследований свидетельствует об обращении ученых именно к феномену как пути познания культуры и человека. Можно сказать, что феноменология – крупнейшее философское течение в современном мире – все активнее проникает в сферу культуры и искусства и способствует формированию нового знания. Особую значимость в этом плане имеет фундаментальный труд известного философа B.C. Библера «От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век». Автор отмечает, что социальные, духовные, исторические потрясения конца XX и начала XXI века могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Соответственно, мышление человека Нового времени может быть осмысленно в понятиях особого типа ~ философской логики культуры. В частности, автор отмечает, что наша привычка отождествлять любой смысл понимания (и – понятия) со смыслом познания, то есть формулой «понять=познать» в современных условиях представляется тупиковым, ведущим в никуда. Библером представлено уникальное исследование вопроса «что означает понимать?» – себя, других людей, вещи, мир в различные исторические эпохи. В связи с этим он вводит в научный оборот оригинальное понятие «познавательного челнока». Новое преображение разума как многоместное множество различных форм разумения может быть наиболее адекватно определено «как сдвиг, трансформация логики мышления (трансдукция) в форму разума культуры, логики культуры, или, иначе, как актуализация бесконечно-возможного бытия в план произведения. Бытие понимается – в пафосе всеобщего определения культуры – как если бы оно было произведением», – отмечает автор.

 

 

Важным для нас является его вывод о тождественности механизма понимания бытия с пониманием произведений культуры. Именно этот его вывод кардинально меняет практически все традиционные подходы на роль и значение культуры и искусства в области развития нового гуманитарного знания.

 

 

Далее, среди фундаментальных исследований, представленных мировой научной мыслью, особое место принадлежит наследию А.Ф. Лосева. Его учение осущности и специфике искусства и творчества представляет целостную методологическую систему, а разработанный категориально-понятийный аппарат позволяет рассматривать и осмыслять в духе современных требований. Значительный интерес представляет разработанная им специфика художественного восприятия как процесса мифолого-символической интерпретации произведений искусства. Суть его в том, что свободная в конкретности выявляемых смыслообразов мифотворческая деятельность человека детерминирована полисмысловым, неисчерпаемо многозначным художественным символом. А.Ф. Лосев приходит к выводу, что именно в первообразной природе искусства заключается главнейшая сущностная специфика этого феномена человеческой духовности, разрешение проблемы понимания художественной адеквации. Любой подлинный шедевр искусства, по мнению автора, знаменует собою чудо явления миру первообраза в художественном образе-символе.

 

 

Развитие науки о культуре обусловлено и определяется в современном мире уровнем и качеством эстетических учений. В уникальном исследовании «История эстетических категорий» предприняты попытки определить некоторые общие закономерности, характеризующие процесс развития эстетических учений и генезис категорий эстетики. Здесь важен вывод о том, что эти категории вырабатывались из понятий, первоначально относящихся непосредственно к конкретным явлениям или чувственным представлениям и обозначавших самые реальные вещи предметного мира. Так, например: «гротеск» обозначал определенный тип орнамента, «грация» была греческой музой, «гармония» – скрепами, гвоздями или же договором и так далее. Однако с развитием общественной практики и эстетического сознания людей эти термины утрачивают свое первоначальное чувственно-предметное значение и в конечном итоге превращаются в универсальную эстетическую категорию.


 

Если этот процесс, имеющий весьма длительную историю, – практически с начала возникновения человечества, – охарактеризовать с позиций современных информационных подходов, то мы его можем обозначить как пространственно-временную трансмиссию, как процесс свертывания многообразной по форме, содержанию, опыту, чувствованию мира информации в единую точку – категорию эстетики. Тогда напрашивается вывод об условиях получения качественного образования современными молодыми людьми, а именно: как научить их методикам, технологиям развертывания информации, заложенной в конкретной категории. Таким образом, современное образование – это не только овладение информационными технологиями, но и способностями, связанными с развертыванием и свертыванием информации. А это уже совершенно иная проблема методологии гуманитарного знания.

 

 

Далее, если мы обратимся к фундаментальной работе выдающегося мыслителя XX века П.Д. Успенского «Тертиум органиум: ключ к познанию мира», то обнаружим предложенный автором нетрадиционный метод познания мира человеком. Суть его выражается в одновременном использовании двух противоположностей: феномена и ноумена. Так, П.Д. Успенский рассматривает ноумен как мир поиска скрытого значения во всем, мир, связанный с чувствами, переживаниями, изменением сознания. Он подчеркивает, что «искусство всегда было язычеством в глазах дуалистических религий, видящих в жизни борьбу духа с материей, и фантастикой в глазах материализма, видящего в жизни только физическое явление и не видящего психического».

 

 

Исследуя в своей книге проблему эволюции мира и человека, автор подчеркивает очень важную мысль о том, что для реализации нового мира мы должны понять новую логичность. Причем новую логичность П.Д. Успенский определяет как «нелогичность». «Есть очень много вещей вне логических по существу. Такова вся область чувства, эмоций, религии. Все искусство – одна сплошная нелогичность... и нелогической является математика, самая точная из наук». Законы математики и законы логики автор рассматривает как законы отражения феноменального мира в нашем сознании. К миру ноуменальному относится искусство и трансфинитные числа, то есть числа за бесконечностью. Культуре придется разрабатывать свою математику – математику культуры. Что касается формирования нового нелинейного мышления и нового гуманитарного знания, то оно будет связано с развитием мышления символьного, направленного на художественное освоение мира. Не случайно B.С. Библер определяет мышление эстетическое как «нелогическое», как диалогику Нового времени. Он подчеркивает, что «мышление Нового времени (логика познающего разума) определяется в момент своего превращения в логику разума диалогического, а логика мысли Нового времени понимается и актуализируется как одна из граней, определений современной логики культуры – логики диалога логик».

 

 

Что касается ноуменального подхода, то он будет сопряжен с поиском множества логик внутри самих идей, образов, символов. Выясняется, что ноуменальная сторона развития личности практически не развита, так как обусловлена четкостью и ясностью определения цели и смысла своей жизни. Здесь необходимо вновь обратиться к фундаментальной работе Л.В. Скворцова «Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание», в которой автор, размышляя о Коде Универсума, подчеркивает значимость информационных воздействий, осуществляемых человеком на материю, Вселенную, окружающую реальность. Важным является его вывод об исторической способности создавать культурный цивилизационный код своего поведения, который формируется собственным духовным творчеством.  Таким образом, Духовное творчество – есть своеобразный структурный центр формирования нового гуманитарного знания.

 

 

Литература

1. Аргуэлльес, Хосе – Валум, Вотан. Проживая Завершение Цикла // М.: ПСИ «Альциона», 2008.

2. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. – М., 1990.

3. Успенский, П.Д. Tertium organium. Ключ к загадкам мира / П.Д. Успенский – Изд. 2-е, пересм. и доп. автором. – Пг. : Н.П. Таберио, 1916, 322 с.

4. Скворцов, Л.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное сознание: Избранные труды / Л.В. Скворцов, Ин-т науч. информ. по общественным наукам Рос. акад. наук. – М.: ИНИОН РАН, 2000, 298 с.

5. Пшеничникова, Р.И. ВУЗ и социально-культурная среда: ВСГАКИ как региональный центр формирования новой модели их взаимодействия // Межотраслевой альманах «Деловая слава России». – № 4, 2011.

 

  

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ

» Замороженная выпечка в ресторанном бизнесе

Календарь событий:

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив новостей:

Декабрь 2020 (2)
Ноябрь 2020 (1)
Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Май 2020 (1)