Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Инновационный путь развития экономики

Экономика: Инновационный путь развития экономики - 12-11-2012, 01:00

  

 

Инновационный путь развития экономики

Эдуард Николаевич Кузин,

председатель Совета директоров ОАО «ВНИИ-стройдормаш», Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации

 

БУДУЩЕЕ РОССИИ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

 

 

Время бежит быстро, и нефтегазовый период рано или поздно должен сменить посленефтегазовый. И тут возникает вопрос: на что жить дальше? Мы не склонны драматизировать данное событие, однако пора серьезно задуматься о будущем России, ибо плавная и безболезненная смена периодов может потребовать значительного времени и усилий.

 

Существующее положение усугубляется не только сокращением невосстанавливаемых природных ресурсов. Это происходит и в других странах мира. Сегодня мы значительно отстали от передовых западных стран по экспорту товаров промышленного производства, и прежде всего продукции машиностроения, электроники и других наукоемких изделий. И все это было бы не так плохо, если бы не разрушенная инфраструктура, на которой покоятся эти виды человеческой деятельности. Покупка зарубежных лицензий с производством на их основе новых и модернизация уже выпускаемых отечественных изделий – это решение сегодняшних проблем. Пройдет короткое время, и эти инновации тоже устареют, а выпускаемые на их основе товары снова станут неконкурентоспособными. Подобным примером является «отверточная» технология сборки лучших зарубежных моделей легковых автомобилей в нашей стране, ориентированная на внутренний рынок. «Отверточная» технология – это прямой путь к деградации и автомобильным пробкам. При такой постановке вопроса это не самовосстанавливаемый промышленный ресурс. Можно привести немало подобных примеров, за счет которых сегодня мы поддерживаем наши макроэкономические показатели. Где же выход?  

 

 

Прежде всего, по аналогии с невозобновляемыми природными ресурсами введем понятия «невозобновляемые» и «возобновляемые» источники жизнеобеспечения. По существу, невозобновляемые природные ресурсы стали для нас привычными невозобновляемыми источниками жизнеобеспечения. Однако давно уже пора целенаправленно готовиться и переходить от невозобновляемых к возобновляемым источникам жизнеобеспечения.


 

В мире есть немало вполне благополучных стран, которые практически не имеют сколько-нибудь значительных природных ресурсов (Израиль, Швейцария, Япония, Финляндия). Эти страны уже давно нашли свои возобновляемые источники жизнеобеспечения. Учитывая наши особенности и наш отечественный менталитет, можно предположить, что основой нашего возобновляемого источника жизнеобеспечения может стать так называемый человеческий капитал. При этом мы делаем специальный упор на слово «возобновляемый». Из чего же должен складываться наш возобновляемый человеческий капитал, и что для этого нужно сделать? Начнем с системы современного образования.

 

 

Главной задачей любого образовательного учреждения, и в особенности вуза, должно стать не наполнение студента максимальным объемом знаний, некоторые из которых могут никогда не пригодиться в практической деятельности, а воспитание и развитие в нем творческого подхода к решению поставленных задач. Недаром известный французский философ и писатель XVI века Мишель Монтень сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Тем более что восприимчивость человеческого мозга и психофизиологические возможности самого человека не поспевают за лавинообразным ростом объема информации в самых разносторонних ее видах и формах. Поэтому поневоле объем знаний нужно основательно ограничивать, оставляя только самые необходимые и безжалостно отбрасывая заведомо ненужные и те, которые не понадобятся инженеру в обозримом будущем. Недаром мудрый Козьма Прутков говорил: «Нельзя  объять необъятное». Развитие творческого потенциала нужно начинать с поиска природного дарования у молодого человека. Порой очень трудно определить это дарование, особенно если перед вами человек с замкнутым характером, не расположенный к откровенному общению с педагогом. В этом случае от последнего требуются особый подход к своему ученику и терпение.

 

 

Не следует забывать, как легко ошибиться, оценивая творческий потенциал. Как оценили эти качества у молодого Альберта Эйнштейна? Исключили его из Парижского политехнического института за низкую успеваемость. Иногда наша собственная «образованность», и особенно «остепененность», помогает нам быстро определить уровень образования испытуемого, но при этом сильно мешает определить его творческий потенциал. Поэтому всякая формализованная система оценки знаний испытуемого на экзамене (современный ЕГЭ) позволяет действительно быстро определять объем знаний, но совершенно беспомощна в оценке его творческого потенциала.

 

 

Но мало отобрать на ранней стадии творчески одаренных молодых людей. Важно организовать для них постоянный тренинг, сохраняя и развивая творческий потенциал. А это уже упорный труд и работа по специальным методикам. У нашей страны богатый опыт поиска, образования и развития творческих способностей талантливой молодежи, разработаны целые системы, создавались научные школы и центры, внесшие большой вклад в решение этой проблемы. Некоторые из них впоследствии были незаслуженно забыты. Очень показателен в этом плане опыт по отбору и воспитанию юных спортсменов, позволивший нашей стране долгие годы оставаться мировым лидеров шахматных турниров, художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания и некоторых других видов спорта. Воспитывать творческие научные и технические таланты нужно, взяв все хорошее и эффективное из мирового и отечественного опыта, из опыта подготовки кадров высшего спортивного мастерства.


 

Говоря о реформировании российского образования, нельзя забывать о профессорско-преподавательском составе, в первую очередь, университетов и технических вузов. К ним сегодня должны предъявляться самые высокие требования. А повышая требования, нужно повышать и мотивацию профессоров и преподавателей – и моральную, и материальную. Хорошим примером этого является  опять же система подготовки спортсменов наивысшей категории. Талантливые тренеры, воспитавшие выдающихся спортсменов, получают почетные звания, достойную зарплату, пользуются заслуженной мировой известностью. А профессор вуза, имеющий наивысшую квалификацию и сопоставимые с тренером стаж, опыт и нагрузку, получает сегодня со всеми доплатами не более 30 тысяч рублей в месяц. С такой мотивацией ни выдающегося спортсмена, ни выдающегося инженера воспитать нельзя.

 

 

И все же главное, чего нам всегда не хватает после окончания высшего учебного заведения, это развитого творческого мышления. Любая инженерная практика на заводе или в конструкторском бюро часто ставит перед молодым человеком совершенно неожиданные, новые задачи, которые в институте «не проходили». В России давно существовали простые, но эффективные организационные формы воспитания творческих инженеров. Это традиционные беседы в форме домашней встречи у учителя в дружеской непринужденной обстановке, например за чаепитием у самовара. Сама обстановка располагала к неспешной и неформальной беседе. По результатам таких свободных бесед потом издавались полезные книжки. Достаточно вспомнить встречи у академика А.Н. Крылова, на которых росли и мужали Папкович, Шиманский и другие, составившие гордость российского судостроения, или традиционные пятницы у профессора В.Л. Кирпичева и вышедшую затем его книжку «Беседы о механике». Как признается сам автор: «Беседы эти велись в небольшом кружке и должны были служить введением к предложенному членам кружка ряду рефератов, посвященных динамике машин». Книжка пользовалась и продолжает пользоваться большим успехом, выдержала уже пять изданий.


 

Ничто так не способствует развитию творческого потенциала, как ранняя самостоятельная работа под руководством опытного инженера-наставника. Нам известно немало примеров, когда отсутствие такового быстро сводило на нет способности очень талантливого инженера, и он быстро «затухал». Надо признать, что именно самостоятельная работа, работа над сложными задачами, непрерывная работа по-настоящему в творческом коллективе окончательно шлифует талант инженера, превращая его в драгоценный бриллиант.

 

 

Исторически наша страна всегда была богата яркими, талантливыми и творчески активными людьми. Можно привести немало тому примеров. Однако Россия все же традиционно была и пока что остается страной Кулибиных и Поповых – преимущественно страной изобретателей. Мы можем изобрести и… в одном экземпляре сделать. А Эдисон, Форд и Маркони – изобретатели и бизнесмены, способные не только изобрести, но и коммерциализировать свое изобретение. Однако странное дело: стоит нашему изобретателю выехать за рубеж, как он быстро приобретает опыт бизнесмена. Достаточно назвать имя Игоря Ивановича Сикорского – автора современного вертолета, или Владимира Козьмича Зворыкина – изобретателя современного телевидения. По-видимому, не последнюю роль в этом играет правительство и общественное мнение зарубежной принимающей страны. Этого нам всегда не хватало.


 

 

Восстанавливаемая система жизнеобеспечения должна обязательно включать в себя следующие очень важные составляющие:

  1. Непрерывные финансовые инвестиции в человеческий капитал, включающий постоянный поиск, воспитание и образование талантливой творческой молодежи.
  2. Среднесрочные финансовые инвестиции в научные и опытно-конструкторские разработки, патентные исследования и защиту авторских прав.
  3. Краткосрочные и среднесрочные финансовые инвестиции при внедрении полученных результатов интеллектуальной деятельности (открытий, патентов и изобретений, ноу-хау, товарных знаков и так далее).
  4. Краткосрочные финансовые инвестиции в инновационный проект с целью выведения на рынок внедренного новшества и получения искомой прибыли.

 

От одного человека, даже очень активного и талантливого, трудно ожидать и, тем более, требовать одинаково эффективной работы одновременно во всех перечисленных выше составляющих восстанавливаемой системы жизнеобеспечения. Здесь требуются разумное разделение труда и справедливая мотивация всех участников. Только при правильной реализации инновационного процесса он становится по существу возобновляемым источником жизнеобеспечения. В самом деле, инвестируя финансовые и иные ресурсы в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, крайне важно, чтобы результаты каждой темы доводились до внедрения в промышленное производство и получения прибыли. Только в этом случае можно получить возврат денег инвестору в качестве полученной прибыли. Именно такой возврат и делает инновационный процесс самовосстанавливаемым или возобновляемым, когда часть вырученных денег снова инвестируется в образование. К сожалению, в начале 90-х годов прошлого века мы получали от государства денежные средства только на выполнение начальных этапов исследования и опытно-конструкторских работ, не имея возможности довести их до завершения и внедрения результатов в промышленное производство. В результате таких инвестиций это были выброшенные на ветер деньги.  

 

 

Восстанавливаемые источники жизнеобеспечения – это ключевые слова при разработке стратегии дальнейшего развития России. Предлагаемая инновационная система предполагает сокращение количества приоритетных программ, сокращение количества выпускаемых инженеров высшей категории и заострение всей системы на подготовку деятельности творчески одаренных специалистов. Подобная инновационная система должна стать основой реформирования хозяйственной деятельности в России. Однако даже при достижении восстанавливаемых источников остается постоянная опасность их потери, например, в нашем случае, в результате переманивания самых одаренных, талантливых и творчески продуктивных членов общества правительством других стран. Поэтому мало обеспечить возобновляемые источники –  важнее в условиях острой конкуренции сохранить их от переманивания. Следует помнить, что каждый найденный, воспитанный и обученный «творческий талант» стоит немалых денег. Поэтому следует воспитывать их действительно в патриотическом духе, духе преданности своей Родине. При этом было бы очень полезно установить международные юридические правила перехода таких людей из одного государства в другое. Примером тому является существующая сегодня международная практика перевода футболистов и хоккеистов из страны в страну, из одного клуба в другой. Однако лучше все же обеспечивать в России такие условия, при которых талантливый специалист не будет соблазняться таким переходом, тем более что таким людям присуща скромность к бытовым условиям.

 

 

Возвращаясь к предыдущему рассуждению, может показаться, что мы попадаем в замкнутый круг, из которого нет выхода. Да, при открытой капиталистической форме хозяйствования приходится жить и хозяйствовать в условиях жесткой конкуренции. А она не дает возможности расслабиться, не позволяет даже кратковременного застоя. Это факт, о котором мы не могли не знать накануне 90-х годов.

 

 

Рассматривая инновационный путь развития в качестве главного, мы не должны отказываться и от других источников жизнеобеспечения. Невозобновляемые национальные природные ресурсы, – в первую очередь газ, нефть и некоторые другие, – это всего лишь средство не только для поддержания социального спокойствия, но и, что самое главное, это средство для подготовки других возобновляемых источников жизнеобеспечения. Сегодня разные страны все больше соревнуются между собой даже не по запасам дорогих природных ресурсов, не по объемам промышленного производства, не по военной мощи, а по уровню и динамике научно-технического развития, умению добывать новое и осваивать массово результаты интеллектуальной деятельности. Новейшие технологии давно стали главным фактором экономического развития стран.

 


России давно нужна общая национальная объединяющая идея. Такой идеей может явиться инновационный путь развития страны. Эта идея должна объединить реформу системы образования, реформу законодательства по патентно-лицензионной работе, реформу национальной инвестиционной политики в части финансирования Научно-исследовательских работ и Опытно-Конструкторских работ (НИОКР). Необходимо поднять мотивацию и престиж всех участников инновационного процесса. Только гармонизируя между собой перечисленные реформы, можно увеличить главный вектор инновационного развития страны. Начинать нужно уже сегодня. Завтра может быть  поздно. Ресурсов для перевода отечественной экономики преимущественно с сырьевого направления на инновационный путь развития у нас достаточно. Только нужны не разговоры, а политическая воля. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации переход на инновационный путь развития определен как главная цель государственной политики.

 

 

   



Ключевые теги: инновации, образование,
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)