Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Управление энергопотреблением

Промышленность: Управление энергопотреблением - 15-01-2013, 11:51

Стандарты энергоэффективностиГеннадий Александрович Романов,

заместитель директора Центра колективного пользования энергоэффективных технологий и техники (ЦКТ ЭТТ), заведующий НИЛ НИУ МЭИ, член-корреспондент РИА, кандидат технических наук, член международного комитета ISO/TC-242 по энергоменеджменту.

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


 

 

Потенциал энергосбережения в Российской Федерации составляет примерно 420 миллионов тонн условного топлива или 40% от уровня потребления энергоресурсов в 2007 году. Принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2446-р Государственная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности направлена на снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов до 2020 года. Более одной трети общего потенциала энергосбережения приходится на долю промышленности, из которого более половины сосредоточено в наиболее энергоемких отраслях черной и цветной металлургии, химической промышленности.

 

 

Для объективной оценки существующего уровня потребления энергоресурсов, определения причин их нерационального использования, оценки фактического потенциала энергосбережения и разработки энергосберегающих мероприятий и технических решений, реализующих выявленный потенциал энергосбережения, необходимо провести энергетическое обследование.

 

 

Среди основных организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанных в подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности» Государственной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности следует выделить:

 

 

• проведение обязательных и добровольных энергетических обследований промышленных потребителей

• обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

• разработка и внедрение системы энергетического менеджмента

 

Реализация Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого 23 ноября 2009 года, по мно-гим причинам затруднена, особенно в части проведения обязательных энергетических обследований. Основными причинами такого положения дел являются отсутствие совершенной системы нормативно-правового и методического обеспечения, низкая профессиональная квалификация вновь образующихся энергоаудиторских компаний, их слабая оснащенность инструментально-техническими средствами, а также недостаточный уровень управления (контроля) процессом потребления энергоресурсов на обследуемых предприятиях.

 

 

Создание совершенной нормативно-правовой базы энергосбережения является одним из главных механизмов повышения энергоэффективности. Существующая нормативно-правовая база на федеральном и региональном уровне несовершенна. Зачастую она не способствует устранению таких барьеров, как недостаток информации, ограниченный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, не мотивирует предприятия реализовывать энергосберегающие проекты. Единственным значимым стимулом к энергосбережению является постоянный рост тарифов на энергоресурсы. На сегодняшний день в федеральном реестре саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетических обследований зарегистрировано 142 некоммерческих партнерства, объединяющих свыше 7000 энергоаудиторских компаний, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. До при-нятия Закона № 261-ФЗ в госреестр энергоаудиторских компаний входило всего 280 организаций. То есть 95 процентов действующих членов СРО являются вновь созданными компаниями, не имеющими практического опыта по проведению энергетического обследования.


 

Достижение реального улучшения энергетической эффективности предприятий должно основываться не только на технических решениях, но и на более совершенном управлении данным процессом. Признание важности энергии как одного из видов ресурсов, который требует такого же менеджмента, как любой другой дорогостоящий ресурс, а не в виде накладных расходов, является главным и первым шагом к улучшению эффективности и снижению затрат предприятия. До сих пор на подавляющем большинстве российских промышленных предприятий нет отдельно выделенных структур и специалистов, которые напрямую бы занимались повышением энергоэффективности. Традиционно за использование/расход энергоресурсов на производстве отвечает служба главного энергетика (СГЭ). От степени совершенства организационной структуры управления энергослужбой во многом зависит эффективность работы всего энергетического хозяйства предприятия. СГЭ зачастую не является самостоятельным подразделением, а входит в состав Дирекции по ремонтам. В соответствии со своими функциональными обязанностями СГЭ обеспечивает и несет ответственность, прежде всего, за бесперебойное энергоснабжение всех подразделений предприятия, соблюдение заданных параметров всех видов энергии и энергоносителей на входах потребителей и своевременное проведение ремонтных работ на энерготехнологическом оборудовании. В перечень обязанностей входит в том числе контроль оптимальных режимов эксплуатации оборудования при минимальных расходах всех видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с минимальным простоем оборудования и сетей в ремонте, то есть некоторые функции энергоменеджмента. На практике, как правило, все это второстепенно относительно главной задачи.

 

 

Для эффективного управления энергопотреблением необходимо иметь полную и достоверную статистическую и аналитическую информацию по использованию ТЭР на предприятии. В основном у руководителей/собственников производства нет точного представления о статьях энергозатрат и об их вкладе в общие затраты на производство продукции. Обычно имеются данные о поступлении ресурсов на предприятие (входящие) и общие данные о расходах энергии, то есть отсутствует подробная детализация, и нет возможности точно выделить объем и источники энергетических потерь. Очевидно то, что невозможно наладить управление потреблением энергоресурсов без точных исходных данных и наличия информационно-аналитической системы. Отсутствие полного и достоверного технического учета на предприятии в дальнейшем не позволит оценивать фактическую эффективность реализуемых энергосберегающих мероприятий.


 

Для устранения перечисленных проблем по реализации Федерального закона № 261-ФЗ предлагается активизировать работу:

• по разработке нормативных правовых документов в части, касающейся стимулирования предприятий, осуществляющих внедрение энергосберегающих проектов, в том числе государственной поддержки по привлечению инвестиционных налоговых кредитов

• по развитию региональных центров энергоэффективности в части, касающейся повышения эффективности подготовки квалифицированных кадров для энергоаудиторских компаний, проведения энергетических обследований и организации помощи предприятиям в формировании структур энергоменеджмента

• по развитию сети центров коллективного пользования (ЦКП) диагностическим оборудованием.

 

 

Это касается ЦКП, функционирующих в рамках приоритетного направления «Энергетика и энергосбережение» в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» в части, касающейся предоставления возможности использования современных диагностических комплексов и инструментально-технических средств энергоаудита, обеспечения инструментального обследования на высоком профессиональном уровне в условиях отсутствия системы технического учета на предприятии.

 

 

С целью повышения эффективности управления энергопотреблением предприятия предлагается ускорить процесс по созданию и внедрению системы энергоменеджмента на базе международного стандарта ISO 50001-2011. Для эффективного функционирования будущей структуры энергоменеджмента необходимо:

 

 

• выделить ее из подчиненности Дирекции по ремонтам и создать отдельную вертикальную структуру, во главе которой стоит топ-менеджер по энергообеспечению (на уровне директора)

• наделить назначенное должностное лицо соответствующими полномочиями управленческого звена, включая возможность привлечения и использования финансовых средств для повышения энергоэффективности, модернизации энерготехнологического оборудования и реализации энергосберегающих проектов

• разделить функции управления энергопотреблением и процессами эксплуатации и ремонта оборудования

• сформировать службу энергоменеджмента и определить ее количественный состав

• разработать и утвердить внутренний стандарт предприятия по системе энергоменеджмента

• осуществлять постоянную работу по организации полного и достоверного технического учета на предприятии

• спланировать и осуществлять работу по подготовке кадров

• разработать систему стимулирования и мотивации сотрудников за рациональное использование энергоресурсов.

 

 

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30