Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Роль профессионального образования

Экономика: Роль профессионального образования - 2-02-2013, 13:35

 

 

Андрей Иванович ЗВЕЗДОВ

заместитель генерального директора по науке ОАО НИЦ «Строительство» — головной отраслевой организации

 


ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА


В социально-экономической жизни России за последние годы наметились позитивные изменения: определен стратегический курс, в основе которого лежат декларации о достижении социальной справедливости, политической стабильности и экономического возрождения страны, активно готовятся предложения по обновлению техники и технологий.

 

На XII Петербургском международном экономическом форуме бывший в то время Президентом Российской Федерации Д.А.Медведев (ныне премьер-министр России), говоря о технологическом прогрессе, добавил в концепцию четырех «и» (институты, инфраструктура, инвестиции, инновации) пятый элемент – «интеллект». Очевидно, что модернизация производства возможна только при наличии квалифицированных профессиональных кадров, способных решать задачи в современных условиях инновационного развития экономики страны. При этом профессиональные кадры – студенты выпускники и аспиранты образовательных учреждений, научные сотрудники и квалифицированные специалисты, несомненно, будут являться залогом динамичного социально-экономического развития России, основой инновационных технологий. В связи с этим, важнейшим условием для формирования российской инновационной экономики сегодня является не только модернизация экономики страны, но и, в первую очередь, профессионального образования.

 

 

Человечество на сегодня создало уникальный научно-технический и производственный потенциал, способный оказывать заметное влияние на преобразование промышленности, экономики и общества в целом. Вместе с тем, реальное положение дел в научной и производственной сферах показывает, что в России востребованность и престиж профессионального образования, особенно инженерно-технического, не соответствует его потенциальной роли в современном государстве, а накопленный кадровый потенциал используется нерационально. Он разобщен и не нацелен на эффективные решения насущных задач страны. Повышение темпов социально-экономического развития несомненно приводит к возрастанию роли человеческого фактора. Особенно важно при этом создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации прежде всего студенческой молодежи. Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать способности молодых людей и продуктивно использовать их потенциал.

 

 

Научно-техническая революция существенно изменила место и роль образования в развитии производства. Пока промышленность удовлетворяла свои потребности в рабочей силе за счет неквалифицированных рабочих, система образования была довольно слабо связана с производством. Например, в первой половине XIX века подготовка инженеров и квалифицированных рабочих по большей части шла в самом процессе производства, а наука чаще всего была уделом ученых-энтузиастов и оказывала сравнительно слабое воздействие на промышленность. Образование по содержанию носило в основном общекультурный характер. Положение стало меняться только к концу века, когда ускоренное развитие промышленного производства и формирование крупных промышленных центров потребовало массового использования высококвалифицированной рабочей силы. Профессиональная подготовка работников стала таким же необходимым условием обеспечения производства, как и наличие самих орудий труда. На рубеже XIX-XX веков стала складываться система начального профессионального образования: реальные училища, потом фабрично-заводские школы, профессионально-технические училища и так далее (часто при крупных промышленных предприятиях). Во второй половине прошлого века в России была сделана попытка реализовать идею соединения производства и высшего профессионального образования, так появились заводы-втузы, которые обеспечивали прикладной аспект высшего образования.

 

 

Ускорение научно-технического прогресса и связанное с ним возникновение информационного общества кардинально изменили облик современного производства и требования не только к технически-технологическому оснащению самого производственного процесса, но и к профессиональной квалификации работников. В технологиях будущего нужны те, кто способен к критическому суждению, кто может сориентироваться в быстро меняющихся условиях.Образование не должно быть личным делом каждого, образование должно стать показателем конкурентоспособности страны и, таким образом, элементом государственной стратегии. Страна, стремящаяся сохранить status quo на международной арене, не может не учитывать эти обстоятельства. Наши университеты должны иметь высокий рейтинг в системе межгосударственной квалификации вузов, а для этого нужно руководителям университетов иметь высокую квалификацию в учебной и научной деятельности, чтобы университет был известен международным образовательным структурам.

 

 

Неспособность справиться с глобальными проблемами заставила задуматься о существенных ограничениях технократического мышления и поставила на повестку дня вопрос о гуманизации человеческой деятельности. Дело заключается в необходимости пересмотра места и роли человека в мире, его ответственности за будущее целой планеты. В этих условиях задача любой системы образования – в формировании созидательны сил общества. Российское образование за свою историю накопило достаточный опыт и может решать весьма масштабные задачи, ориентированные в будущее и отвечающие самым высоким современным требованиям, поскольку отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки; осуществляет подготовку кадров практически по всем направлениям; профессиональная подготовка имеет тесную связь с практикой.

 

 

Смысл и суть гуманитаризации образования видится, прежде всего, в формировании культуры мышления, творческих способностей будущего специалиста на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Гуманитаризация образования сможет создать прочную основу для развития процессов модернизации экономической и социально-политической жизни современного общества в виде фундаментальных, инфраструктурных предпосылок. Модернизация общества невозможна без инновационных изменений, без внедрения новейших технологий, создания нового технологического уклада и, конечно же, без разработки новых образовательных программ.

 

 

В настоящее время в России появились и развиваются относительно новые формы образовательной деятельности, позволяющие обеспечить подготовку специалистов в соответствии с современными требованиями. Речь идет прежде всего о технопарках, различных «инкубаторах», инновационно-промышленных комплексах, научно-образовательных центрах, корпоративных связях с промышленностью. Новые образовательные схемы играют роль системообразующих элементов инновационных систем взаимодействия образования, науки и производства. При этом нельзя забывать, что классические университеты представляют собой весьма специфичный вид организации, результаты управления которыми зависят не столько от формальных признаков системы управления (организационно-правовая форма, структура и тому подобное), сколько от существующей системы ценностей.

 

 

Главная цель университетского образования – это совершенствование личности путем участия в научном познании, включенном в процесс обучения, что определяет особенности системы управления высшими учебными заведениями. В современных условиях проблемы управления образовательными учреждениями непосредственно связаны с обеспечением гарантий уровня и качества подготовки как самих преподавателей, так и выпускников-специалистов.Перед образовательными учреждениями стоит целый ряд взаимосвязанных, а иногда и противоречивых задач. Казалось бы, современные требования заставляют рассматривать сферу образования по аналогии со сферой услуг (образовательные услуги). Но особенность образовательной деятельности заключается в том, что преподаватель взаимодействует со студентом на индивидуальной основе, а это существенно отличается от обычных экономических взаимоотношений «организация – клиент». Невозможно полностью стандартизировать преподавательскую, а тем более научную работу. Это существенным образом влияет на форму и содержание управления в вузе, поскольку приоритет остается за учебной, методической и научной работой, а вовсе не за административной деятельностью.

 

 

В новых условиях одним из важнейших вопросов является возрастание роли самоуправления высшим учебным заведением. Здесь необходимо отметить, что в состав Ученых советов факультетов и вуза наряду с руководящим составом (ректор, проректоры, руководители основных структурных подразделений) должны входить видные педагоги и ученые, представители общественных и профсоюзных организаций в том числе. Только в этом случае будут приниматься реальные решения, направленные в первую очередь на модернизацию не только образовательного процесса, но и всех сторон жизнедеятельности учебного заведения. Конечно, приоритет в деятельности по учебным, методическим и научным вопросам – главным вопросам работы университетов – принадлежит профессорско-преподавательскому составу, а в вопросах социальных, культурно-просветительных, бытовых необходимо участие общественных и профессиональных организаций, аспирантов, студентов «с совещательным голосом».

 

 

Очевидно, что привычное словосочетание «эффективный менеджер» приобретает иной смысл, поскольку в высшей школе должность ректора или декана сама по себе не приносит руководителю уважения и авторитета среди сотрудников. Более того, человек и не сможет занять руководящий пост до тех пор, пока не докажет свою компетентность в той сфере знаний, в которой должен работать университет. Управление университетом не должно сводиться только к вопросам распределения ресурсов, а требует успешного решения многообразных задач. Руководителю обязательно нужно прежде всего разбираться в академической и преподавательской деятельности. Хотя и был тезис о том, что государством при определенных условиях может управлять кухарка, но университетом руководить должен только состоявшийся ученый, имеющий опыт руководства научной школой и образовательной деятельностью, а также обладающий твердыми административными навыками. Для руководителей университетов прежде всего нужна компетентность в вопросах учебной и научной работы. Наверное, это аксиома, которая не всегда и не всеми понимается.

 

 

A.I. ZVEZDOV. EDUCATION AS AN INDISPENSABLE CONDITION OF PRODUCTION MODERNIZATION. For recent years positive changes have appeared in the economic life of Russia. A strategic course has been outlined in the basis of which there are declarations of achieving social justice, political stability and economical renaissance  of the country. Suggestions on technical and technological renewal are being actively prepared.

 



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)