Деловая слава России

Новости



АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА


    Евгений Каблов

    РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ


    Николай Махутов

    ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ






      Опрос

      Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
      Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
      Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
      Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
      Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
      Другое








    Деловая слава России » Стройинвестиндустрия » Общие вопросы промышленной безопасности

    Стройинвестиндустрия: Общие вопросы промышленной безопасности - 3-04-2013, 14:44

    Общие вопросы промышленной безопасности

     

    Борис Гусев,

    президент Российской инженерной академии, докт. тех. наук, профессор, член-корр. РАН, лауреат государственной премий СССР и РФ

     

    ВОПРОСЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К НАДЕЖНОСТИ СООРУЖЕНИЙ

     

    Вопросы безопасности – это ключевые понятия для современной промышленности и строительства. Сложность, высотность, насыщенность инженерными системами, материалоемкость объектов, зданий и сооружений возрастает с каждым годом, но до сих пор в основных законах нашей страны не прописано, как же оценить безопасность, какими параметрами это понятие должно измеряться (надежность и продолжительность работы во времени, периодичность и система ремонтов, устойчивость к действию комплекса нагрузок и т.д.).

     

    Проблема техногенной безопасности, производственных объектов, транспортных систем, строительных объектов должна иметь основополагающую базу. Для этого необходимо использовать методы, которые позволили бы рассчитать и показать на цифрах, что такое категория или класс безопасности.

     

     

    В настоящее время Ростехнадзором предложено делить особо опасные объекты на 4 класса опасности, от чрезвычайно высокой до низкой. Но это эмоциональная сторона вопроса. А где количественная оценка степени безопасности?

     

     

    Именно такой количественный подход может дать метод, использующий теорию вероятностей. Благодаря этому методу можно получить некую конкретику на основе математической статистики. В конкретном законе любая классификация должна иметь количественную характеристику.

     

     

    Например, теория вероятностей и математическая статистика дают количественную характеристику, связанную с надежностью существования любой системы, она часто определяется в числах от 1,9 до 0,9999. В этих пределах можно говорить о категориях надежности опасного объекта.


     

    Еще в Советском Союзе существовало понятие, что неразрушимость моста для магистральных дорог должна быть на уровне 0,997. Что это значит? На 1000 мостов 3 моста могут не разрушиться полностью, а иметь какие-то серьезные повреждения, которые приведут к серьезным разрушениям, связанным с гибелью людей, нанесением большого ущерба окружающей среде. 0,997 – такова оценка надежности и безопасности для моста, который имеет достаточно высокую стоимость. Для домов этажностью от 5 до 20 этажей вероятность неразрушения может быть установлена на уровне 0,98. Это значит, что на 100 домов 1 дома (1%) могут оказаться аварийными под воздействием чрезвычайных ситуаций, которые могут привести даже к человеческим жертвам. Однако эта гарантия неразрушимости достаточно высокая.

     

     

    Давайте же не прятать голову в песок, а четко говорить, что должна быть определена цена в том числе и для человеческой жизни, например, 1 млн долл. Должна быть не только определена стоимость самого опасного объекта, но и рядом стоящих объектов, посевов, дорог и других возможных потерь. Только в таком случае мы получаем метод для количественной оценки, можем считать риски, опираясь на данные статистики.

     

     

    Таким образом, количественные данные в документах, регламентирующих положение особо опасных объектов, будут необходимы еще для одной стороны – страховых организаций. В настоящее время страхование связано лишь с самим объектом, основывается на стоимости оборудования, при этом вовсе не учтены риски третьих лиц. Нужно говорить о том, чтобы любые риски могли быть оценены количественно. Так страховые компании получат реальный инструмент для оценки степени риска, который связан не только со стоимостью объекта, но и со стоимостью последствий от разрушения. В законе № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» должны быть прописаны все вышеперечисленные ключевые вопросы. Указывает законодатель категорийность или классы, пусть определит, какова эта категорийность в количественном выражении, только в этом случае закон будет работать.

     

     

    Через Государственную Думу идет целый пакет поправок в сфере промышленной безопасности. Что касается № 116-ФЗ от 21.07.1997 г, и дополнений в проекте 164862-6, количественные параметры не формулируются. До сих пор законодатель относит к категории опасных объектов здания или сооружения только потому, что там существует оборудование, которое должно работать в условиях повышенного давления, температур, существуют воспламеняющиеся системы, взрывчатые и горючие вещества, токсичные вещества. Этого, необходимо, но недостаточно. В законы требуется внести более конкретные формулировки. Более того, закон о промбезопаности должен не только урегулировать взаимоотношения владельца и пострадавшего, страховой компании и третьих лиц, должен быть учтен возможный ущерб природе. Должна быть качественная оценка возможного ущерба, нанесенного в результате техногенных аварий.

     

     

    Вопросы безопасности – это один из важнейших документов в области законодательного творчества. Есть проблема, что законодатели могут передать экспертизу промбезопасности на уровень саморегулирования. Таким образом, контроль за безопасностью может оказаться у собственников или эксплуатирующих организаций, то есть у тех, кто непосредственно владеет потенциально опасными объектами.

     

     

    Может сложиться абсурдная ситуация, которую мы уже увидели в строительной отрасли. В настоящее время СРО сами разрабатывают нормативные документы, которые сами же участники СРО будут применять. Нельзя позволить собственнику, производителю работ создавать нормативы под свои задачи! Нормативы, экспертиза, законы – все это призвано защищать пользователей, население, окружающую среду.

     

     

    Что же произошло в России? Создали СРО, государство передало им права на нормативное творчество, и получили дорожное покрытие из бетона, которое служит столько же, сколько асфальтовое покрытие. Хотя бетонное покрытие – более дорогое и качественное, и должно служить не менее четверти века. А нормативы теперь прописаны, что через 2-3 года можно признать такую дорогу подлежащей ремонту. Вот цена вопроса, в случае создания нормативов производителями работ для самих себя.

     

     

    Потому что и систему контроля, и систему нормативов, отдали СРО и всё сами теперь делаем для себя. Интересы конечного потребителя и государства в наших условиях никого не волнуют.  В результате нормативные сроки ремонта для дорог предусмотрены на 2-3 года. Создана система, защищающая некачественную работу. Такими законными путями мы создаем условия для того, чтобы у нас было хуже, чем в передовых промышленных странах.

     

     

    Для формирования документов, создания нормативов, экспертной оценки должны активно работать независимые структуры. В том числе – общественные организации. Да, такие организации могут выполнять НИОКР и технологические регламенты по заказу, для того же СРО. Тем более, обеспечение контроля промбезопасности должно быть отдано независимым структурам, прежде всего – профессиональным сообществам. В этом случае надо использовать опыт, наработанный в странах, где присутствуют серьезные элементы гражданского общества. Как правило, нормативы создаются некими общественными организациями, типа Союза гражданских инженеров – для строительства, Союза механиков – для промышленной безопасности. Эти организации не зависят финансово от исполнителей нормативов и законов.

     

     

    Положения об ответственности целесообразно четко сформулировать. Необходимо все учесть в одном документе, или создать точно такой же для других отраслей, например для железнодорожного транспорта.

     

     

    Требуется проработать подробнее закон для строительной отрасли, например, действует «Технологический регламент о безопасности зданий и сооружений», № 384-ФЗ от 30.12.2009 года. К сожалению, этот закон написан в виде основных понятий, пожеланий, при полном отсутствии конкретики. Закон должен определять те границы, в которых он работает и по какому принципу он работает. Если этого нет, то закона нет, а есть крючкотворчество. Всюду указана формулировка: «в части совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг». Что это такое? Это назидание кому-то? Если в законе не сказано, кому это указано, спросить не с кого. Поэтому законы, особеннов сфере безопасности, должны быть более тщательно проработаны.

     

     

     

    Вопрос о законе в сфере безопасности для строительства приобретает еще большее значение, если учесть, что основному строительному фонду нашей страны в настоящее время 50-60 лет. Это была массовая застройка разрушенных в Великой Отечественной войне городов и поселков. А также в середине прошлого века шло строительство новых заводов, фабрик на новых территориях, в новых городах. Более полувека эксплуатации основного фонда свидетельствует о том, что около 70-80% сооружений требует капитального ремонта. Таким образом, важнейшими задачами в отрасли строительства является создание новых сооружений, отвечающих всем требованиям безопасности.

     

     

    При этом подлежит ремонту или реконструкции строительного фонда около 2 млд м2 жилых и офисных зданий, которые были рассчитаны на термические сопротивления стен 1, а с конца 1980 годов эта цифра принята такой же, как в западно-европейских странах - более 3 мос/Вт. Задача усугубляется тем, что более 50% всей территории России расположено в районах вечной мерзлоты, значительное пространство находится в сейсмических районах, на лессовых или лессовидных грунтах, в карстовых зонах, районах угольных разработок, болотистых местах и в других неблагоприятных условиях. Как для нового строительства, так и для реконструкции, целесообразно устанавливать категории или классы сооружений. Сделаны предложения по делению сооружений на 5 категорий безопасности согласно табл. 1.

     

     

     

      Категории 

    Надежность сооружений
    с достоверностью
    неразрушения, W


    Виды сооружений
    I 0,997 Уникальные здания и сооружения, гидростанции,
    телебашни и другое
    II 0,99 Жилые здания этажностью выше 20 этажей
    III 0,98 Жилые здания выше 5-ти этажей, крупные
    производственные постройки, магистральные
    трубопроводы и другое.
    IV 0,95 Малоэтажные жилые здания и производственные
    постройки, не связанные с химическим и
    нефтехимическим производствами
    V 0,90 Временные постройки на период до 20 лет,
    временные нежилые постройки

     

    Таблица 1.

     

     

    В зависимости от категорий сооружений назначается коэффициент запаса прочности при расчете конструкции, виды и сроки проведения ремонтов. Эти вопросы требуют уточнения при создании отраслевых норм и технологических регламентов. Нами сделаны предложения по классификации основных технических свойств на три основные группы: конструкционные и теплотехнические характеристики, технологические показатели и экологические требования.

     

    Прежде всего, остановимся на общих требованиях, которые должны предъявляться к материалам и конструкциям:

    1. Прочность на сжатие и растяжение, несущая способность.

    2. Деформативность (упругость, пластичность, ползучесть) для обеспечения минимальных прогибов конструкций.

    3. Сопротивление динамическим нагрузкам.

    4. Теплотехнические свойства (теплопроводность, теплоемкость, паропроницаемость).

    5. Сопротивление климатическим воздействиям (температура, атмосферная среда, солнечное излучение и др.).

    6. Стойкость к действия высоких и низких температур.

    7. Сопротивление к действию химических, радиоактивных и других сред.

    8. Технологичность изготовления как материалов, так и конструкций в целом.

    9. Ремонтопригодность и возможность замены конструкций и их элементов.

    10. Твердость, истираемость, гвоздимость и др.

    11. Способность к поверхностному упрочнению и соединению с другими материалами.

    12. Экологическая комфортность жилых и офисных помещений.

    13. Ремонтопригодность и заменяемость конструкций и их элементов.

    14. Возможность повторного использования и утилизации.

     

     

    Первые семь позиций определяют требования к основным конструкционным характеристикам и сопротивлениям различным видам техногенных воздействий, в том числе и сопротивление коррозии. Технологичность и ремонтопригодность представлена в четырех последующих перечислениях с 8 по 11 пункт. Экологические требования предложено оценивать с 12 по 14 позиции. В качестве предложения было сформулировано требование к материалам по экологической комфортности.

     

     

    Необходима большая работа по созданию требований по основным техническим свойствам, несущим способностям конструкций и их сопротивления внешним факторам для конструкционных и теплотехнических материалов, а также для разработки технологических регламентов в зависимости от надежности сооружений и возможностей технологий изготовления конструкций.

     

    СТРОЙ•ИНВЕСТ•ИНДУСТРИЯ № 19 ЯНВАРЬ 2013



     


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.



АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Партнеры





Архив новостей:

Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (5)
Январь 2019 (4)
Декабрь 2018 (6)