28 июля 2017

ТФ. +7 (495) 983-33-81
E-mail: slaviza@list.ru
АГЕНТСТВО ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ "СЛАВИЦА"

Новости



АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА


    Евгений Каблов

    РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ


    Николай Махутов

    ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ






      Опрос

      Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
      Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
      Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
      Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
      Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
      Другое








    Деловая слава России » Стройинвестиндустрия » Парадоксы российской стройки

    Стройинвестиндустрия: Парадоксы российской стройки - 12-05-2013, 07:43

    Проблемы строительства в России
    ПАРАДОКСЫ РОССИЙСКОЙ СТРОЙКИ

     

     

    Положение дел в строительстве в Российской Федерации дошло до критического состояния. Пресловутый Федеральный закон «94-ФЗ», принятый, в том числе, в целях борьбы с коррупцией, в Российском строительстве стал базой и основой этой самой коррупции.

     

    За 12 лет применения закона родился, вырос, укрепился и обогатился слой предприимчивых людей со связями, которые, создав необходимые компании или приобретя какие-либо бренды, и, не имея ничего общего с понятием строительства, направо и налево выигрывают тендеры, конкурсы и торги на строительство больших и малых конкретных объектов, зачастую при этом на 15-40 % снижают стоимость строительства. Далее они перепродают указанные объекты другим исполнителям, которые в свою очередь или по причине дефицита объемов, или, надеясь на наше авось (или и то, и другое), берутся за строительство с заниженной стоимостью объекта.

     

     

    В конечном итоге получается как минимум долгострой, с последующим выклянчиванием дополнительных финансовых средств, или, как максимум, вроде бы законченный, но опасный в эксплуатации, бракованный объект. Да и известные в прошлом компании, возглавляемые сегодня кем угодно, только не кадровыми строителями (владельцы назначают руководителей в основном по принципу личной преданности), тоже, желая получить объемы и не представляя всей глубины проблемы, «охотно» идут на снижение стоимости объекта, что также приводит к вышеуказанным последствиям.

     

     

    Кроме того, огромное количество объектов выставляются на тендеры без проектной документации, где также основным критерием является стоимость объекта, предложенная участниками конкурсов, которые, не имея всей полноты информации и исходных данных, не в состоянии объективно оценить стоимость работ, закладывают бюджет стройки, далекий от будущей фактической стоимости, который утверждается инициатором конкурса.

     

     

    Положение усугубляется существующим ценообразованием, основой которого являются единичные расценки, индексируемые по мере инфляции. В этих сметных нормах времени и расценок, предусмотрено в единице одновременно: оплата труда, стоимость материалов и стоимость применяемых машин и механизмов. В рыночной экономике указанные факторы имеют независимое самостоятельное регулирование рынком. Поэтому в западных странах применяются так называемые «ресурсные сметы», при которых на стадии проектирования объект расценивается досконально и детально, при этом материалы, машины и механизмы, зарплата персоналу – расценивается отдельно. Как следствие, такие сметы наиболее приближены к фактической стоимости строительства. Поэтому западные тендеры в основном выигрываются не за счет снижения стоимости, так как её снизить нельзя, (нельзя поставить 9 свай вместо 10 по проекту или применять дешевые бракованные материалы), а по предлагаемым срокам и качеству работ (в основном за счет бренда и хорошей истории подрядчика).

     

     

    Можно смело сказать, что мы вошли в рынок, и продолжаем пользоваться социалистическим ценообразованием, заточенным под плановую экономику и под укрупненные расценки, которые брались за основу при подготовке пятилетних планов развития государства. При этом в основе наших расценок лежат производственные процессы шестидесятых годов, когда соответствующими советскими центральными и отраслевыми институтами эти процессы были хронометрированы и расценены. Можно уточнить: расценки утверждены в 1969 году. Все последующие изменения – как в советское время (1984, 1989 годы), так и в эпоху реформ и на сегодняшний день – в эти расценки вносились локальные или связанные с инфляцией.

     

     

    Сегодня применяются совершенно другие, чем в 1969 году строительные материалы, технологии, механизмы. Изменилась и квалификация персонала, инженерно-технических работников и рабочих. Изменились все производственные процессы в строительстве, как технологические, так и отдельные операции.

     

     

    Простейший анализ успешных строительных проектов в современной России показывает, что успех, как правило, связан с твердой волей больших руководителей, которые подписывали прямые приказы на назначение проверенных генеральных подрядчиков, минуя тендеры, или заставляли подчиненных искусственно подтасовывать итоги тендеров в пользу известных и, опять же, проверенных компаний, а дальше – сами контролировали процесс.

     

     

    Кроме того, сегодня зачастую приемку работ осуществляют организации, неспособные это делать, особенно при частном финансировании. Даже есть объекты, которые строятся так называемым хозспособом, где невозможно понять ответственность исполнителей. Как правило, на таком объекте во время строительства происходят многочисленные нарушения, без необходимой приемки и в дальнейшей эксплуатации нарушения продолжаются.

     

    Встает вопрос – что делать? Первое: соответствующему органу государственной власти немедленно разработать и утвердить ресурсные сметы по видам работ с учетом специфики регионов.

     

    Второе: подготовить Закон о капитальном строительстве в Российской Федерации. В законе должны быть расписаны функции Инвестора, Заказчика, Проектировщика, Генподрядчика и субподрядчиков строительства и взаимодействия между ними, их права, обязанности и ответственность в новых рыночных условиях с учетом Российской специфики. Должны быть расписаны до мельчайших подробностей правила проведения торгов и конкурсов на строительство объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, в которых должен быть законодательно ограничен критерий оценки итогов конкурса по стоимости объекта – допустим, снижение до 3 % и не больше. Необходимость назначения на каждом объекте Заказчика, Генподрядчика, субподрядчиков – продиктована мировым опытом, в том числе положительным советским, когда функциональное разделение труда на стройке упорядочивает процесс приемки и оплаты работ, а также комплектации материалами и оборудованием.

     

     

    При этом привлечение субподрядчиков обусловлено специализацией отдельных видов монтажных работ, которые, в силу специфики и огромного многообразия, невозможно выполнять качественно силами одного подрядчика. Чрезвычайно важно определить законом функции Инвестора, кто бы он ни был: от Федеральных и муниципальных органов власти и отраслевых Министерств, уполномоченных на расходование финансовых средств бюджетов всех уровней до частных лиц и акционерных обществ. Стройка любого объекта должна начинаться с Приказа, Постановления соответствующего руководителя или коллективного органа о целях строительства и назначения или определения Инвестора, Заказчика, Проектировщика, Генподрядчика путем проведения соответствующих тендеров на выбор исполнителей вышеуказанных функций.

     

     

    Функциональное разделение ответственности процесса строительства объектов гарантирует качество работ в принятые сроки и итоговую стоимость строительства в соответствии с утвержденным бюджетом. Что-то полезное в этот закон можно взять из закона о капитальном строительстве СССР и РСФСР, особенно из раздела комплектации строительными материалами и оборудованием. Такие объекты, как жилые дома, детские сады, школы, видимо, должны комплектоваться всеми видами ресурсов генподрядчиками и подрядчиками. Больницы, поликлиники, промышленные объекты (добычи и переработки полезных ископаемых, машиностроения, металлургии, технопарков и т.п.), должны иметь разделение комплектации: материалами – Генподрядчик, а технологическим и специальным оборудованием – Заказчик.

     

    В законе должна быть регламентирована вся необходимая для осуществления капитального строительства и реконструкции документация: от проектной – до исполнительной, от конкурсной – до договоров подряда между участниками стройки, включая договор между Инвестором и Заказчиком. Закон должен быть широко обсужден в строительной отрасли, в крупных и малых общестроительных и специализированных предприятиях, в саморегулируемых и общественных организациях.

     

     

    Дмитрий БАКШЕЕВ

    заслуженный строитель Российской Федерации

     

    СТРОЙ•ИНВЕСТ•ИНДУСТРИЯ 2013  г. март № 20

     


     


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.



АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Партнеры





Архив новостей:

Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)
Октябрь 2016 (11)
Сентябрь 2016 (6)