Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Борис Гусев Доклад на собрании РИА

Наука: Борис Гусев Доклад на собрании РИА - 20-07-2013, 16:46

Борис Гусев Президент РИАБорис Владимирович ГУСЕВ,

президент Российской инженерной академии, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук

 

 ПРИУМНОЖИТЬ НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ


 

Печатается в сокращении

 

Инженерной академии 23 года. 13 мая 1990 года была создана Инженерная академия СССР. Позже нами были организованы инженерные академии стран СНГ и Международная инженерная академия. Российская инженерная академия является правопреемницей Инженерной академии СССР, и сегодня мы стараемся сохранять сложившиеся традиции, развивать новые направления инженерной деятельности.

 

Ключевое событие этого года — отчетно-перевыборное собрание Российской академии наук, главного научного учреждения России. Одним из основных вопросов было избрание Президента Российской академии наук. В составе кандидатов — выдающиеся ученые, академики РАН — В.Е. Фортов, Ж.И. Алферов, А.Д. Некипелов. Президентом РАН избран академик Владимир Евгеньевич Фортов. Следует подчеркнуть, что одним из пунктов его предложений было широкое привлечение отраслевой науки к работам по инновационным проектам для развития экономики России. Поэтому Российская инженерная академия внесет свой вклад в разработку и осуществление таких инновационных проектов.

 

 

Начиная доклад о работе РИА за 2012 год, Борис Гусев остановился на достигнутых ранее результатах

 

В самом начале деятельности Инженерной академии СССР был создан Совет старейшин. Теперь, через 20 лет, я думаю, что будет правильно поручить старейшему члену нашей Академии, Алексею Ивановичу Федотову из Санкт-Петербурга, сформировать обновленный состав Совета старейшин и возглавить его. В настоящее время в состав Российской инженерной академии входят 1373 действительных членов и член-корреспондентов, однако количество коллективных членов снизилось с 800 до 200. Наверное, обстоятельства приводят к этому. Тем более что Минюст посчитал целесообразным обозначить в нашем Уставе коллективных членов только самостоятельные общественные структуры. Хотя среди коллективных членов РИА были и есть и важнейшие организации, которые сегодня определяют лицо экономики России.

 

За 23 года мы смогли сделать много хорошего. За это время были созданы образцы новых видов техники и технологий — порядка 4000 экземпляров, а это не так уж и мало. Мы подготовили 6,5 тысяч монографий и учебников — это огромная цифра. Но еще большая работа, которую надо постараться продолжить, связана с патентной деятельностью. Наши работы отмечены 74 государственными премиями и 250 премиями Правительства. Давайте так держать и в этом году.

 

 

Президент РИА Борис Гусев рассказал о приоритетных направлениях работы инженерной академии


Если говорить о приоритетных направлениях нашей деятельности, то, конечно, одним из важнейших является проблема безопасности жизни и деятельности. И это неслучайно. Катастрофы и аварии, которые сегодня происходят, стали возможны из-за того, что когда-то некий М. Касьянов отменил всякие нормативы, и мы с вами долгое время жили совершенно без них. Трудно представить себе бóльшую проблему, которую можно создать собственному государству. Мы до сих пор еще не оправились от этого, я считаю, позорного, решения правительства. Мы писали вместе с целым рядом общественных структур письмо Касьянову, в котором не скрывали, что это преступление — вот так взять и отменить существующие нормативы.

 

Однако жизнь не стоит на месте, и все изменилось на наших глазах. Теперь информационные технологии занимают ведущие позиции в плане общетехнической деятельности и успешно развиваются. Но мы все же считаем, что машиностроение и станкостроение должны являться основным направлением нашей деятельности. Те секции и структуры, которые работают сегодня в составе Инженерной академии, и аэрокосмическое, и судостроительное направление подтверждают, что удается многое сохранять, а что-то приходится и воссоздавать. Например, станкостроение, которое мы практически потеряли. Нужно восстанавливать отечественную систему производства оборудования, даже если уровень техники, допустим, по каким-то направлениям будет ниже мирового. Сейчас мы переплачиваем за импортное оборудование, мучаемся с проблемой запасных деталей, и думаю, что это ненормальная ситуация.

 

Безусловно, важнейшим двигателем экономики всех стран является энергетика. Всегда и во всех странах она имеет прирост на 6–8% больше, чем любая другая отрасль. Но наряду с этим нам надо думать и о ресурсосбережении. Удельный расход энергии на единицу продукции у нас пока в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах. Читая отчет, предоставленный секцией энергетики, понимаешь, что проводится большая работа на перспективу до 30 лет, которая опирается на создание новых технологий. Работы, связанные с энергоэффективностью, включают в себя и исследования ядерной энергии. Вы знаете, что к ядерной энергетике отношение неоднозначное, хотя в целом ряде стран сегодня это основная отрасль топливно-энергетического комплекса. Я думаю, нам нужно работать над созданием более надежных конструктивных решений ядерных электростанций. Всячески надо поддержать участие секции энергетики в проведении XIII Международного симпозиума по энергоресурсоэффективности.

 

Борис Гусев отметил важность транспортных проблем в современной России

 

Давно пора вплотную заняться и транспортными проблемами. Мы их решаем, но каким-то странным образом. Вроде бы надо использовать испытанное бетонное покрытие, как говорит опыт мировых стран, но у нас бетонные покрытия работают по времени ровно столько же, сколько и асфальтобетонные. Почему? Да мы просто разорвали цепочку: дорожники не могут контролировать качество производства бетона. Как говорил классик, член нашей Академии, «хотели как лучше, а получилось как всегда». В этом отношении он, наверное, был прав. В.С. Черномырдин ушел из жизни раньше, чем хотелось бы. Открытый, достойный товарищ, мы с ним много и плодотворно работали.

 

Не могу не сказать об экологических проблемах. Полиэтиленовые пакеты, которые сегодня массово используются на рынках и в супермаркетах, никому пока не мешают. У нас огромные территории, поэтому мы можем себе, как нам кажется, позволить наплевать на какие-то «мелочи», разбрасывать все, что совершенно не гниет. Наши просторы позволят. Нет, дорогие друзья, еще лет десять — и мы начнем бороться с теми свалками, которые переполнены уже сегодня. Я думаю, следует обратить особое внимание во всех сферах нашей деятельности на вопросы экологии.

 

***

 

Хотелось бы сказать несколько слов о деятельности наших секций. Именно они являются основными структурами, которые участвуют в обеспечении общей картины технического прогресса. Я не говорю о техническом благополучии, оно связано не только с техническими идеями, но еще и с экономикой страны. Если технические идеи еще, так сказать, сохраняются в нашем обществе, то развитие экономики идет запутанными и зачастую неверными путями. Мы развиваем в основном добывающие отрасли, а отрасли, производящие конечную продукцию, сегодня оказались на втором плане. Например, авиакосмическая. Отрасль, которая в 1960-е создавала славу СССР, в которую было вложено много денег. Она и сейчас может успешно функционировать, но примерно 50% финансирования отрасли идет от запусков нашими ракетами тех систем, которые делаются за рубежом. Проведение аэрокосмических конгрессов, в которых мы участвуем, — это очень важно. Авиакосмическая секция участвует в Международном совете по авиационным наукам, издается ВАКовский журнал «Авиационные материалы и технологии» — это важные элементы нашей деятельности, и их надо приумножать. В последнее время, к сожалению, в секции немного ослабло направление, связанное с заключением договоров, которые, в общем-то, питали и секцию, и Академию. Но сейчас мы приняли все возможные меры, здесь присутствует новый академик-секретарь Владимир Иванович Бабкин — энергичный, молодой, будем надеяться, что в следующем году все будет хорошо.

 

 

Я думаю, что, кроме научной, нам надо заняться и финансовой стороной работы Академии. Да, государство обратило внимание на развитие гражданского общества. Обратило, но мало что сделало. Финансируются только различные партии, а общественные организации как таковые не финансируются. Это неправильно. За последние пять лет я написал порядка ста общих политических статей, больше половины которых посвящены гражданскому обществу и необходимости его развития. Я понимаю, что одному человеку ничего решить не удастся. Просто хотел бы призвать вас, дорогие друзья, продолжать эту работу. В частности, приходится решать много текущих вопросов, чтобы сохранить наше здание. Неоднократно повышалась и стоимость аренды, и стоимость обслуживания здания. Поэтому всем присутствующим в этом зале хотелось бы напомнить о взносах. Примерно 7% нашего бюджета составляют взносы, а все остальное вынужден делать Президиум.

 

 Президент РИА Борис Гусев рассказал о работе секций инженерной академии.

 

Вернемся к работе секций. Очень хорошо работает секция «Инженерных проблем стабильности и конверсии». Она имеет несколько филиалов в различных регионах России. В этой секции есть большое и важное направление — прогноз развития вооружений, в том числе и ядерных. Это направление не всегда финансируется, но мы стараемся им заниматься. Перспектива создания систем, основанных на новых принципах — важная проблема, о которой постоянно надо помнить. Примерно раз в два года мы принимаем участие в выставке-конференции по конверсии предприятий. Важное направление, но руководство отрасли не всегда нас в этом поддерживает.

 

 

Семь лет назад мы проводили конференцию «Космос в мирных целях», соорганизатором которой являлся Роскосмос. Мы пытались провести ее так, чтобы заинтересовать те министерства, которые могли бы вложить деньги в конверсию. Почему? Давайте посмотрим на примере «Бурана». Из порядка 300 новейших технологий, созданных для проекта «Буран», всего 5% сегодня работает в системе экономики. Мы теряем то, что было создано, и «получаем» упущенную выгоду. После завершения форума оказалось, что на вопросы, связанные с использованием космических технологий для мирных целей, пришлось всего 30% докладов на Форуме. Большую часть времени наши ведущие специалисты рассказывали, как замечательно все будет сделано для проектов на Марсе и Луне. Это тоже правильно. Но мы-то назвали конференцию «Космос в мирных целях», и московское правительство нас финансово поддержало. Опять «хотели как лучше — получилось как всегда»…

 

 

Материаловедение занимает в обеспечении экономики жизни огромное место. Однако, несмотря на то что члены секции «Материаловедение» выполняют порядка 70 научно-исследовательских работ, НИОКР, получают достаточно много патентов, мы не видим пока экономической составляющей. Есть у нас секция «Информационной безопасности». Вроде бы достаточно активно работает, заключает договора, зарабатывает деньги, но с момента ее создания и до настоящего времени ничего не переводит на отчисления в РИА, хотя взнос составляет всего лишь 1% от выполненных работ.

 

 

Каждая секция должна работать еще и дружно. Рубен Гарегинович Мелконян, руководитель секции Инженерной экологии и ресурсосбережения, присылает свой отчет на несколько страницах, активный, творческий работник. Но там представлена только его работа, а хотелось бы увидеть трудоспособный коллектив.

 

 

Лесотехническая секция работает активно. Идет создание отечественного оборудования, разрабатываются элементы наноструктурирования целлюлозы, которое достаточно широко могут использоваться в целом ряде направлений, в том числе помочь резинотехнической промышленности в получении новых материалов для шин.

 

 

Борис Гусев рассказал о региональных отделениях инженерной академии

 

Хочется отметить развитие науки и инженерной деятельности в целом ряде регионов. В 2012 году прошел съезд инженеров Якутии, в работе которого принял активное участие президент республики Саха (Якутия) Сафонов. Считается, что 70% территории России — это регионы вечной мерзлоты. В Якутском отделении идут работы по геокриологии, создаются конструктивные решения, которые позволяют в этих сложных условиях достаточно экономно строить, в том числе и ГЭС, наблюдать за системой и вовремя проводить различные мероприятия по безопасности. Создано криохранилище на 600 квадратных метров, где хранятся семена сотен тысяч сортов растений. Это очень серьезное направление.

 

 

Уральское отделение при участии Президиума готовит международную выставку «Инновации в промышленности», в 2013 году это будет крупнейшая выставка в России. Башкортостан, Московское областное, Омское, Томское, Липецкое, Псковское, Санкт-Петербургское, Воронежское имеют свои достижения, имеют определенные направления деятельности, структуру — сегодня мы послушаем их представителей.

 

 

Президиум просит обратить наше внимание на то, что необходимо привлекать к работе отдельных известных ученых, одиночек-изобретателей. Например, вице-президент Анатолий Алексеевич Сперанский продолжает делать целый ряд интересных разработок: силовые машины, волновой мониторинг, наноструктуры в качестве покрытия, что сегодня очень актуально.

 

 

Удмуртское отделение в этом году отмечало 20-летие Камского института гуманитарных и инженерных технологий. Это первый институт, который мы организовали под эгидой Российской инженерной академии, и, должен сказать, что в этом отношении эксперимент был очень удачным. Удмуртские инженеры сегодня решают очень важные вопросы, надо сказать им большое спасибо.

 

 

Отделение Международной инженерной академии на Тайване с целью поощрения инженерного труда в лице доктора Самуэля Иенлян Ина учредило премию Тан. Данная премия получила название в честь китайской династии Тан. Каждая премия составит 1,34 миллиона долларов США с приложением гранта на исследования в размере около 341 000 долларов США. Это отделение еще не имеет достаточного опыта проведения массовых мероприятий, к которым мы уже привыкли. Конечно, мы поддержим это направление. В трех номинациях мы сможем участвовать: проблемы устойчивого развития, проблемы, связанные с юриспруденцией, медициной, лекарственными препаратами и биотехнологиями. Я являюсь членом Международного совета по присуждению этой премии. От нас ждут список номинаторов, тех выборщиков, которые определят, какое количество работ будет представлено от нашего огромного, но достаточно активного научного коллектива.

 

 

В 2012 году мы впервые начали сотрудничать с Фондом перспективных исследований и инициатив оборонно-промышленного комплекса, непосредственно с Дмитрием Рогозиным, его организатором. Сегодня сотрудничество развивается, Фонд принимает наши заявки. Для РОСНАНО мы с 2011 года продолжаем исследования по эффективности применения нанотехнологий в строительстве. Государство почти не финансирует эту работу, за исключением грантов. Но энтузиастов в России много, и работа продолжается.

 

 

Очень сложное положение сложилось по нормативной базе. Я уже писал по поводу закона «О промышленной безопасности опасных строительных объектов». В любом законе должны быть сформулированы основные требования, а там, по сути дела, только пожелания. Всем далеко не безразлично, какая именно величина характеризует безопасность и надежность работы конструкции, в течение какого периода времени можно рассчитывать на безаварийность работы системы. Этого нет. Принят уже второй закон по работе с особо опасными, взрывоопасными веществами, и опять ничего нет. Точно так же мы создаем нормативы, пытаемся гармонизировать нормативы с Европой. Но уровень техники определяет уровень норм. Печально, когда топ-менеджеры не понимают, что надо делать. Это еще раз говорит о том, что наше мнение необходимо активно высказывать, в том числе и управляющим структурам.

 

 

Сегодня надо развивать скоростной транспорт во всех формах, включая магнитолевитационный. В Японии уже есть такой опыт, правда, не всегда положительный — были и предаварийные ситуации. Наши главные транспортные коридоры: Запад — Восток и Север — Восток. Начиная от Мурманска, Санкт-Петербурга и заканчивая Сочи, Турцией и так далее. Сейчас наш Транссиб перевозит примерно 100 миллионов тонн грузов, и это только начало. Надо развивать параллельные структуры, потому что двухпутная магистраль, не может обеспечить потребности мирового товарооборота. Нужны транспортные коридоры, включающие железнодорожный, речной, автомобильный и все возможные виды транспорта.

 

 

Поступило предложение торжественно отметить 110-летие Алексея Николаевича Косыгина. По-моему, это единственный государственный деятель, к которому нет никакого негатива с точки зрения нашего теперешнего восприятия. Имя Косыгина является светлым абсолютно для всех, кто знает и помнит все то, что он сделал. Надо пригласить для участия в этом торжестве Николая Ивановича Рыжкова, который создавал премию имени Косыгина. В 2012 году четыре члена нашей Академии стали лауреатами премии имени Косыгина.

 

 

Очень многие из нас сейчас издают свои книги и передают их в Президиум. Вот только что мне вручил книгу академик РИА Г.Е. Кричевский, который написал все или почти все о текстиле. Это хорошо, но еще лучше то, что, как в ней сказано, «продолжение следует». Вот и я так думаю: давайте непрерывно следовать тому, чтобы наши издания и вся наша деятельность были непрерывными и плодотворными.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)