Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Наука: Безопасный локомотивный объединенный комплекс - 28-07-2013, 12:37

 

Владимир Иванович ГОЛОВИН,

директор ООО «НПО САУТ», действительный член Российской инженерной Академии

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОКОМОТИВНЫХ УСТРОЙСТВ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Научно-производственное объединение «САУТ» — небольшое екатеринбургское предприятие, сотрудники которого более пяти десятков лет работают над проблемами безопасности движения поездов. Сегодня вместе с коллегами-разработчиками ОАО «НИИАС» и ЗАО «Нейроком» коллектив компании трудится над совершенствованием единой системы — «Безопасного локомотивного объединенного комплекса» (БЛОК).

 

С середины ХХ века, когда полупроводниковая элементная база начала применяться только в оборонной промышленности, были начаты разработки аппаратуры САУТ на электронных лампах. Опытный экземпляр этой системы испытан на электропоезде. В силу объективных причин она нуждалась в дальнейшем совершенствовании. Следующим существенным шагом в ее работе стало создание оборудования на полупроводниках в середине 60-х годов ХХ века. Оно было испытано на электропоезде на Свердловской железной дороге и показало себя положительно, поэтому Министерство путей сообщения приняло решение о внедрении системы. В результате в 1971 году в эксплуатацию был сдан пригородный железнодорожный участок Москва — Лобня, оборудованный новой системой, как и все электропоезда ЭР2 локомотивного депо «Лобня».

 

 

Надо отметить, что в период с 60-х вплоть до конца 80-х годов ХХ века наиболее распространенной причиной аварий и крушений на железнодорожном транспорте были проезды выходных светофоров станций с запрещающим сигналом. Это влекло за собой выезд поезда на занятый путь и боковое или лобовое столкновение с другим поездом. Поэтому наиболее опасными местами были и остаются станции. Справиться с этой проблемой и свести подобные ситуации к минимуму было одной из важных задач систем безопасности на тот период.

 

 

Новая разработка «НПО САУТ», предложенная им в середине 80-х годов ХХ века, внесла существенный вклад в это дело. «Система автоматизированного управления тормозами» (САУТ-ЦМ) впервые обеспечила автоматическое определение фактической эффективности тормозов в поезде. Кроме того, в САУТ-ЦМ были применены методы позиционирования подвижного состава на основе считывания информации от путевых датчиков. Это позволило впервые реализовать прицельную остановку у запрещающего сигнала путем служебного торможения. Использование напольных устройств САУТ-ЦМ определило пути исключения проезда запрещающих сигналов на некодируемых станционных путях.

 

 

В 1986 году новой системой был оборудован железнодорожный участок Москва — Свердловск. А еще позже вступила в действие государственная программа по повышению безопасности, в реализации которой «НПО САУТ» приняло активное участие. В настоящее время система эксплуатируется на 6640 локомотивах. Путевыми устройствами САУТ-ЦМ оборудовано 35 тысяч километров участков железных дорог России.

 

 

К началу XXI века для руководства Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» стала очевидной необходимость в единой комплексной системе обеспечения безопасности движения. До тех пор эту функцию, помимо САУТ-ЦМ, реализовывали «Комплексное локомотивное устройство безопасности» (КЛУБ-У) и «Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста» (ТСКБМ). Наряду с неоспоримыми достоинствами каждого из этих устройств их применение в комплексе имело ряд недостатков. Кабина машиниста оказывалась загроможденной многочисленными индикаторами и блоками отображения информации, совместная работа систем иногда приводила к конфликтам и сбоям. В результате ОАО «РЖД» поставило задачу создать единую систему безопасности.

 

 

Для ее реализации все три разработчика объединили свои усилия. Были испробованы различные концептуальные подходы, определены приоритеты в функциональных возможностях. Результатом совместных усилий коллег стал «Безопасный локомотивный объединенный комплекс» (БЛОК), объединивший в себе лучшие свойства своих предшественников и новые интеллектуальные наукоемкие технические решения. В мае 2010 года на производственной базе ООО «НПО САУТ» был изготовлен первый опытный образец БЛОКа. ОАО «РЖД» выбрало для проведения эксплуатационных испытаний новейший грузовой локомотив постоянного тока 2ЭС6 производства компании «СИНАРА». Межведомственная комиссия ОАО «РЖД» сочла их успешными и приняла решение о вводе комплекса в постоянную эксплуатацию. БЛОК уже устанавливается на электровозах 2ЭС5, 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, ЭП20, тепловозах 2ТЭ25А, ТЭМ9h, газотурбовозе ГТ1h и электропоездах Desiro RUS («Ласточка»), производимых компанией Siemens для «Российских железных дорог».

 

 

В числе пользователей «Безопасного локомотивного объединенного комплекса» компания Siemens, которая оборудует им свои электропоезда Desiro RUS. Чтобы увидеть ее в числе своих заказчиков, «НПО САУТ» пришлось проделать большую работу относительно качества продукта, чтобы соответствовать ряду требований Siemens, предъявляемым к поставщикам. НПО САУТ сертифицировано на соответствие международному стандарту ISO 9001 : 2008. Кроме того, выдан Сертификат IQNet, гарантирующий признание результатов аудитов DQS Holding GmbH по всему миру. Идет подготовка системы менеджмента качества НПО САУТ к сертификации в 2013 году по стандарту IRIS. Предприятие уже реализовало часть мероприятий для внедрения системы менеджмента бизнеса по стандарту IRIS: разработан бизнес-план предприятия на 2013 год; внедрены 25 стандартов предприятия; внедрен проектный подход для реализации главных направлений работы предприятия. В текущем году «НПО САУТ» планирует завершить этот процесс и получить сертификат на систему менеджмента бизнеса по стандарту IRIS.

 

 

Между тем работа над совершенствованием БЛОКа продолжается. По данным РЖД за 2012 год относительно надежности различных систем безопасности, которые эксплуатируются на сети дорог, он выглядит выигрышно: 0,09 отказа на один миллион километров пробега локомотива.

 

 

Увеличение объема поставок НПО «САУТ» связано в первую очередь с тем, что предприятие «Уральские локомотивы» вышло на проектные мощности и выпустило в 2012 году 121 электровоз нового типа (2ЭС6 и 2ЭС10), которые в обязательном порядке оснащаются продукцией «САУТ» — микропроцессорной системой управления и диагностики (МПСУиД), безопасным локомотивным объединенным комплексом (БЛОК). В 2013 году предприятие планирует произвести 140 грузовых электровозов для нужд ОАО «РЖД» (100 локомотивов «Синара» серии 2ЭС6 и 40 электровозов «Гранит» серии 2ЭС10).

 

 

Кроме прочего «Уральские локомотивы» завершают разработку нового грузового электровоза переменного тока с асинхронным приводом, а НПО «САУТ», соответственно, получило заказ на разработку системы безопасности и системы управления для этой новинки. Уже сегодня началась работа по изготовлению опытного образца, который будет представлен в сентябре 2013 года на IV Международном железнодорожном салоне на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке (Москва). Сертификацию этого локомотива планируется провести в декабре 2013 года.

 

 

В 2013 году «Аэроэкспресс» определился с поставщиком двухэтажных вагонов для перевозки пассажиров в аэропорты московского авиационного узла. Победу в тендере одержала швейцарская компания Stadler, которая поставит перевозчику 37 составов. Согласно контракту компания должна поставить 172 вагона (112 по основному контракту и 60 по двум опционам). Как ожидается, новые поезда начнут курсировать в аэропорты Москвы уже в 2015 году. Первыми прокатиться в двухэтажных вагонах смогут пассажиры Домодедово и Внуково, затем Шереметьево. Полностью подвижной состав в Москве будет обновлен к концу 2016 года. В настоящее время ООО «НПО САУТ» и швейцарская компания Stadler начали совместную работу по использованию системы безопасности БЛОК на этих вагонах.

 

 

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

Архив новостей:

Январь 2020 (4)
Ноябрь 2019 (4)
Сентябрь 2019 (4)
Август 2019 (1)
Июль 2019 (1)
Май 2019 (4)