Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Стратегия развития машиностроения

Промышленность: Стратегия развития машиностроения - 30-07-2013, 11:59

 

Валерий Васильевич ЖИЛЬЦОВ

генеральный директор Некоммерческого партнерства «Сибирское машиностроение», действительный член Российской инженерной академии, заслуженный изобретатель РСФСР

 

 

О ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМ КЛАСТЕРНОМ РАЗВИТИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СИБИРИ

 


В Омской области и в Сибирском федеральном округе (СФО) в целом накоплен значительный опыт разработки и реализации целого ряда региональных и межрегиональных программ конверсионной направленности инновационного развития наукоемкого машиностроения. К числу их относятся, например, программы «СибВПКнефтегаз-2000», «СибВПКнефтегаз-ТЭК» и, наконец, «Сибирское машиностроение». О результатах выполнения и перспективах дальнейшего развития этой программы мы узнаем из этой публикации.

 

 

Стратегия развития машиностроения
Как известно, Омская область и другие территории СФО (Новосибирская, Томская, Иркутская области, Красноярский, Алтайский край и другие субъекты Российской Федерации в СФО) традиционно обладают значительным машиностроительным комплексом, в основном оборонной направленности. В этой связи в целях эффективного использования в экономике Сибири потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и высокотехнологичного машиностроения в 2007–2008 годы по инициативе Омской области в СФО была разработана и принята межрегиональная инновационная программа освоения производства высокотехнологичной гражданской продукции «Сибирское машиностроение». Программа состояла из ряда отраслевых тематических подпрограмм, закрепленных за территориями СФО. В зону ответственности Омской области вошли пилотные подпрограммы развития производства импортозамещающего оборудования для топливно-энергетического комплекса «СибМаш-ТЭК» и транспортного машиностроения «СибМаш-транс».

 

 

Функции исполнительной дирекции подпрограмм «СибМаш-ТЭК» и «СибМаштранс» были возложены Министерством промышленности Омской области на НП «Сибирское машиностроение». НП «Сибирское машиностроение» объединяет около 40 предприятий, заводов, научно-производственных объединений, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузов, образующих элиту регионального высокотехнологичного машиностроения, участников и исполнителей подпрограмм. Подпрограммы были одобрены в 2008–2010 годах профильными федеральными министерствами (Министерством промышленности и торговли России, Министерством энергетики России, Министерством транспорта России) и всеми крупными корпоративными компаниями ТЭК и транспортного комплекса.

 

 

Стратегия развития машиностроенияВ стратегическое пространство реализации подпрограмм включены отраслевой, региональный, окружной и федеральный уровни. Был построен и задействован организационный механизм выполнения подпрограмм, базирующийся на соглашениях о сотрудничестве и совместных рабочих группах по продвижению инновационной продукции и проектов с крупными корпоративными заказчиками и инфраструктурными организациями. Среди них следует отметить ОАО «ТГК-11», ОАО «МРСК Сибири» (Омскэнерго), ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ», ОАО «АЛРОСА», ЗАО «ГК «Титан», ОАО «АСКОН», ОАО «НОТА-банк» и другие.

 

 

Основными научно-техническими аспектами целевых тем и проектов подпрограмм были приняты: глобальное энергосбережение и повышение энергоэффективности технологического оборудования и процессов; ресурсоэкономное обеспечение промышленной безопасности, безаварийности и экологической приемлемости; оптимальная управляемость процессами на всех уровнях, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта.

 

 

Стратегия развития машиностроения
Был задействован многоканальный инвестиционный механизм реализации подпрограмм, основными инструментами которого явились средства отраслевых заказчиков через корпоративных планы НИОКР, новой техники и поставки материально-технических ресурсов (на конкурсной основе), собственные средства и кредитные источники предприятий-исполнителей. Государственная поддержка была крайне незначительной, в основном по линии малого предпринимательства. В результате выполнения подпрограмм создано и освоено 114 наименований высокотехнологичной машиностроительной продукции и проектов, в основном инновационного характера. Объем поставок промышленной и научно-технической продукции превысил 10 миллиардов рублей для 24 организаций-заказчиков.  Среди большого количества продукции в качестве примеров следует отметить следующую.

 

• Амфибийные вездеходные транспортные средства на воздушной подушке семейства «Арктика», грузоподъемность 0,5–3 тонн (модели 1Д, 2Д, 3Д, ДК, ДГ). Разработка и производство ОАО «СибВПКнефтегаз» позволяет перевозить грузы и людей в экстремальных условиях Крайнего Севера и Арктической зоны по большим и малым рекам, озерам, болотам, по тундре и прибрежной полосе морей в течение всего года (в условиях полного бездорожья). Развивают скорость до 120 километров в час, дальность хода составляет до 1100 километров, крутизна подъема и спуска — до 22 градусов. В стадии эксплуатации находятся около 60 машин. Стоимость одного тонно-километра эксплуатации на порядок меньше, чем вертолетным транспортом.

 

• Проект грузовой самоходной платформы на воздушной подушке (грузоподъемность 30–200 тонн), не имеющей мировых аналогов.

 

• Газотурбинные энергоустановки малой мощности, в том числе газотурбинная когенерационная минитеплоэлектростанция «Вулкан 800/1500» на базе специального газотурбинного двигателя (ГТД). Одна из первых отечественных газотурбинных установок (ГТУ) в классе мощностей 0,8 МВт (ОАО «КБТМ», ООО «Энергорезерв»).

 

• Технология, автоматизированные комплексы и сети автоматизированных систем управлений (АСУ) безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией и ремонтом оборудования АСУ БЭРТМ КОМПАКС_® в нефтехимической, газовой, горно-металлургической, железнодорожной и машиностроительной промышленности (ООО «НПЦ «Динамика»). В системах КОМПАКС® реализованы все основные виды неразрушающего контроля, среди которых вибродиагностика, акустическая эмиссия, электрический, оптический, вихре-токовый, тепловой и другие методы контроля, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта. Более 1000 таких систем внедрены на десятках предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья. По результатам разработки и внедрения выпущено три национальных стандарта России.

 

• Комплексные автоматизированные системы управления энергосбережением и энергоэффективностью объектов энергетики в промышленности коммунального хозяйства и бюджетной сфере ООО «НПО «МИР». Внедрены на многих десятках предприятий ТЭК и коммунальной сферы стандартизированные системы АСДУ (автоматизированная система диспетчеризации и управления) с учетом ISO 5001, АСТУЭ (управление и учет электроэнергии на нормативном принципе), АСПД АУДИТ (постоянно действующий аудит), АРМ «Энергоэффективность» (компонент АСУ технического и коммерческого учета). Реальная экономия энергозатрат составляет до 30%.

 

• Инновационный проект «Гибкое колесо» транспортной тележки подвижного состава (ОмГУПС, ООО «ГТС»). Новая конструкция колеса уменьшает на 40% сопротивление движению, повышает скорость движения в 2,5 раза, обеспечивает возможность организации высокоскоростного движения на существующих верхних строениях рельсового пути.

 

 

Стратегия развития машиностроения
В результате выполнения подпрограмм увеличился в 1,7 раза объем выпуска наукоемкими предприятиями региона высокотехнологичной продукции для ТЭК и транспортного комплекса с возрастанием доли инновационной продукции до 13% (по номенклатуре). В целом в Омской области сформирован протокластер высокотехнологичного машиностроения.

 

 

В соответствии со Стратегией развития Омской области до 2025 года в 2013–2014 годах должен быть организован инновационный территориальный кластер наукоемкого машиностроения (производства высокотехнологичных компонентов и систем). Оператором (управляющей компанией кластера) планируется НП «Сибирское машиностроение». Кластер будет включать базовые интегрированные сектора гражданского и двойного назначения: интеллектуальные комплексы контроля, мониторинга и диагностики, энергоэффективного управления; многоцелевые промышленные ГТУ малой мощности; вездеходные гибридные транспортные средства, высокоскоростные тяговые компоненты. Обособленные сектора ОПК, локальные сектора (агромашиностроения, медицинское приборостроение, машиностроение для жилищно-коммунального хозяйства) и сектор контрактного производства. Предусматривается кратное увеличение объемов производства машиностроительной продукции, в особенности инновационной.

 

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29