Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Александр Васильевич Шляхтенко

Наука: Александр Васильевич Шляхтенко - 14-10-2013, 10:09

Александр Васильевич Шляхтенко

 

Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО

генеральный директор — генеральный конструктор открытого акционерного общества «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», доктор технических наук, автор более ста научных трудов и изобретений, действительный член Российской и Санкт-Петербургской инженерных академий, лауреат премии Правительства Российской Федерации (1997 год), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006 год), Орденом Почета (1999 год)

 

ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ» — ВЕДУЩАЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Вся жизнь и многолетняя профессиональная деятельность Александра Васильевича связана с ЦМКБ «Алмаз», куда он пришел работать в 1972 году после окончания с отличием Ленинградского кораблестроительного института. Возглавляет Бюро с 1995 года.

 

Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», вошедшее в 2009 году в состав Объединенной судостроительной корпорации, является сегодня ведущей многопрофильной проектно-конструкторской организацией, номенклатура проектов которой охватывает широкий спектр боевых надводных кораблей, ракетных и патрульных катеров и судов специального назначения.

 

Бюро организовано в 1949 году на базе заводского Конструкторского бюро при заводе № 5. Созданные в Бюро торпедные катера проекта 183 построены в количестве более шестисот. В морском конструкторском бюро, получившем в 1956 году статус Центрального (ЦКБ-5), разработан проект первого в мире ракетного катера. 20 декабря 1957 года состоялся первый успешный пуск противокорабельной крылатой ракеты с катера проекта 183Э. Этот день можно считать днем рождения отечественного ракетного катеростроения. После корректировки проектно-конструкторской документации, проведенной по результатам испытаний, началось серийное строительство ракетных катеров проекта 183Р. Параллельно со строительством катеров 183Р разработан проект 205. Эти катера стали настолько успешными, что отечественный Военно-Морской Флот заказал их более ста, а более двухсот катеров в различных модификациях поставлено на экспорт в 16 стран.

 

С 1966 года ЦКБ-5 стало именоваться Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Став головной организацией в области проектирования боевых катеров, совместно с Центральным научно-исследовательским институтом имени А.Н. Крылова, Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского, Центральным научно-исследовательским институтом «Прометей», Центральным конструкторским бюро «Машпроект» и другими организациями начало вести широкие исследования и проектные разработки в области кораблей с динамическими принципами поддержания. Результатами стали проекты кораблей на воздушной подушке (КВП): 1205 «Скат», 1206 «Кальмар», 12321 «Джейран», 12061 «Мурена», 12322 «Зубр».

 

Другим направлением стала разработка проекта 1239 «Сивуч» — самого крупного в мире КВП со скегами. ЦМКБ также разработало катера на подводных крыльях проектов 206М и 206МР. Особо необходимо отметить разработку малого ракетного корабля на автоматически управляемых подводных крыльях «Ураган» (проект 1240), что потребовало внедрения целого комплекса инновационных решений.  В середине 1960-х годов по заданию ВМФ в ЦМКБ разработан проект 1234 «Овод» — малый ракетный корабль, ставший родоначальником нового класса боевых кораблей — ракетных корветов. Выйдя на боевую службу в Средиземное море, «оводы» стали реальной угрозой ранее господствовавшим там ударным авианосным соединениям американского флота. Для ВМФ СССР построено 39 таких кораблей, еще одиннадцать (с измененным составом вооружения) — на экспорт.

 

К началу 1980-х годов ЦМКБ выступило с инициативой создания катера — унифицированной платформы для размещения различных комплексов вооружения. Постройка катеров нового поколения семейства «Молния» (48 ракетных и 29 противолодочных) началась в 1980-х годов одновременно на нескольких заводах, более тридцати катеров построены на экспорт. В 1998 году путем объединения ЦМКБ «Алмаз» с Западным проектно-конструкторским бюро ЦМКБ «Алмаз» преобразовано в Федеральное государственное унитарное предприятие. После объединения у Бюро значительно расширилась тематика проектирования — корабли противоминной обороны, спасательные суда подводных лодок и ряд других кораблей и судов специального назначения.

 

Одним из направлений деятельности ЦМКБ с первых лет его существования является разработка кораблей и катеров для Морской пограничной охраны. Сейчас для морских пограничников по проектам ЦМКБ строятся как крупные корабли (пограничный сторожевой корабль 1-го ранга «Океан»), так и мореходные 380-тонные пограничные сторожевые корабли семейства «Светляк», а также широкая номенклатура быстроходных катеров — проекты 12260 «Ястреб», 12150 «Мангуст», 12200 «Соболь», 14310 «Мираж». Наряду с боевыми катерами Бюро спроектировало суда представительского класса для высшего руководства страны, а также катера для обслуживания командующих флотами и руководства ВМФ.

 

В конце 1990-х годов флоту потребовались новые корабли сравнительно небольшого водоизмещения с мощным ударным и противолодочным вооружением, способные решать задачи в ближней морской зоне. ВМФ выдал задание, организовал тендер на проектирование такого корабля, в котором приняли участие все ведущие проектно-конструкторские бюро страны. ЦМКБ «Алмаз» выиграло конкурс, и уже в 2001 году представило проект малого сторожевого корабля (корвета) проекта 20380. 14 ноября 2007 года флоту был сдан головной корвет «Стерегущий». Строительство серии корветов продолжается, эти корабли фактически положили начало возрождения российского флота в XXI веке. Всего на сегодня по проектам ЦМКБ «Алмаз» построено более 20 тысяч боевых кораблей, катеров и судов различного назначения, более тысячи поставлено в сорок иностранных государств.

 

  

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)