Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Подготовка инженерных кадров

Наука, Российская инженерная академия: Подготовка инженерных кадров - 11-03-2012, 06:37

Подготовка инженерных кадров

 

Игорь Борисович ФЕДОРОВ

ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана, академик РАН;
Екатерина Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА

заместитель декана факультета «Информатика и системы управления» по целевому набору

 

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Изменение социально-экономического уклада России, структурная перестройка промышленности страны, необходимость внедрения результатов приоритетных национальных проектов, инновационная активность требуют новых подходов к подготовке инженерных и научных кадров. Ежегодно возникает потребность в уточнении нормативно-правовых и функционально-содержательных аспектов взаимодействия учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования с промышленными предприятиями, организациями и научными учреждениями.

 

 

В течение ряда лет проблемам кадрового обеспечения наукоемких отраслей промышленности в Российской Федерации были посвящены несколько десятков «высоких» симпозиумов, конференций, заседаний различных объединений работодателей, ассоциаций учреждений профессионального образования. За эти годы накоплен определенный опыт и найдены интересные формы организации работы по данному направлению в ФНПЦ, ФГУП, ММПП «Салют», ГКНПУ им. М. В. Хруничева, РКК «Энергия», Московском авиационном институте, РХТУ и других.



Созданы совместные учебно-научнопроизводственные структуры, каждая из которых более или менее успешно решает свои конкретные задачи в сложившихся условиях. Очевидно, что для решения проблем кадрового обеспечения наукоемких отраслей промышленности прикладывается много сил, но поскольку они исходят из разных точек приложения (образовательные учреждения, промышленные предприятия, у чреждения пр о ф е ссио нального образования) нередко, к сожалению, имеют несовпадающую направленность.

 


Важной составляющей цепочки непрерывной подготовки инженерных кадров является взаимодействие с учреждениями общего образования. Мы убеждены, что подготовку надо начинать со школьной скамьи. Наиболее прогрессивные учреждения общего образования в инициативном порядке стремятся установить деловые связи с вузами. Вузы, в свою очередь, заинтересованы в контактах и со школами, и с промышленными предприятиями. Так, МГТУ им. Н.Э. Баумана регулярно проводит методические конференции, консультации, встречи с преподавателями сотен московских школ.

 

 

В настоящее время в стране региональные министерства образования и министерства промышленности не имеют единых целевых программ по созданию системы непрерывной подготовки кадров для наукоемких отраслей промышленности и тем более нормативно-правовой базы для ее реализации. Введение единого государственного экзамена для школьников требует организации более глубокой профориентационной работы, что особенно важно как для вузов, так и для высокотехнологичных промышленных предприятий.

 

 

Тактика целевого набора открывает некоторые перспективы для предприятий, но при условии, что в вузы будут направляться такие абитуриенты, которые способны освоить образовательные программы и успешно окончить вуз (что требует углубленной профильной подготовки), а затем выполнить принятые обязательства. Необходимо обеспечить нормативно-правовое регулирование отношений в системе «школа—вуз—предприятие», а также разработать функционально-содержательную модель системы непрерывной подготовки кадров для наукоемких высокотехнологических отраслей промышленности. Проведенные в МГТУ им. Н. Э. Баумана исследования позволяют выделить следующие подсистемы в системе непрерывной подготовки инженерных кадров:

 


ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ПО СХЕМЕ «ШКОЛА— ВУЗ—ПРЕДПРИЯТИЕ»


В качестве научно-методической основы профориентационного политехнического образования может быть принята разработанная в МГТУ им. Н. Э. Баумана методология научно-исследовательской работы молодежи. Результаты проведенных мониторингов свидетельствуют о том, что интеграция научного и образовательного процессов в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, совместная работа учащихся и педагогов по программам МГТУ «Шаг в будущее, юниор», «Шаг в будущее», «Космонавтика и ракетная техника» позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к получению инженерного образования.

 


Углубленное изучение физики, математики, система специализированных курсов по циклу «Введение в инженерную деятельность» («Инженерное дело», «Современное ракетостроение и освоение космического пространства», «Занимательная механика», «Основы научных исследований и техника эксперимента»), организация групповых и индивидуальных научных стажировок учащихся дают возможность приступить к формированию специальной (инженерной) и инновационно-технологической компетенции будущих инженерных кадров. Созданы учебно-методические комплексы для учащихся и педагогических работников по вышерассмотренным направлениям.

 


Разработанные инновационные педагогические технологии научного образования молодежи и педагогических работников имеют высокую эффективность и могут успешно применяться в системе российского образования. При этом необходимо активизировать участие работодателей (специалистов высокотехнологичных промышленных предприятий) в системе непрерывнойподготовки кадров, прежде всего в системе групповых и индивидуальных стажировок учащихся, в формировании тематики научных исследований, в научном руководстве экспериментальными исследованиями учащихся на базе промышленных предприятий.

 


Проведены экспресс-курсы повышения квалификации руководителей и работников общего образования, а также специалистов системы начального и среднего профессионального образования по направлению «Организация научных исследований молодежи». Научная, научно-техническая и практическая ценность определяется уникальностью полученных результатов. По данной программе прошли повышение квалификации 2500 специалистов.

 


Подготовлены программы групповых и научных стажировок учащихся, которые могут осуществляться как в научных лабораториях  вузов, так и на наукоемких промышленных предприятиях. Привлечение работодателей к участию в научно-образовательных программах молодежи особенно важно для наукоградов (пример города Реутова). Изложенная концепция профильной ориентации молодежи для получения инженерного образования приобретает особую актуальность в современных условиях целевого набора в вузы и введения единого государственного экзамена.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ


Повышение квалификации (от 72 до 500 аудиторных часов), профессиональная переподготовка (от 500 до 1000 часов) с присвоением квалификации являются действенным и эффективным инструментом в системе непрерывной подготовки инженерных кадров для наукоемких отраслей промышленности. К сожалению, существовавшая ранее отраслевая система повышения квалификации была разрушена, и в настоящее время промышленные предприятия не проявляют большой заинтересованности к совершенствованию профессионального мастерства инженерных кадров, прежде всего в силу объективных причин, связанных с финансированием дополнительного профессионального образования.

 


МГТУ им. Н. Э. Баумана, являясь крупным центром науки, образования и культуры, обладает огромным потенциалом в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов промышленных предприятий по всему сектору инженерных специальностей. Ежегодно в Межотраслевом институте повышения квалификации МГТУ им. Н. Э. Баумана обучаются до восьми тысяч специалистов по восьмидесяти восьми направлениям, отражающим современные достижения науки и техники.


 

На наш взгляд, функционально-содержательная модель региональных центров политехнического образования как структурных элементов системы непрерывной подготовки инженерных кадров должна включать в себя две вышеизложенные подсистемы. Научные и промышленные организации Москвы испытывают большую потребность в высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах. Руководителями организаций научно-промышленного комплекса Москвы при проведении отраслевых советов директоров и расширенных совещаний с руководителями муниципальных образований эта проблема обозначается как одна из наиболее острых.

 


Средний возраст инженерных кадров в организациях промышленности и науки Москвы составляет 50-55 лет, а в некоторых организациях он превышает 60 лет. Для того чтобы в наукоемких отраслях промышленности увеличилась доля работающих специалистов среднего возраста 35-45 лет, необходимо использовать все возможные способы и средства. Описанные выше методы довузовской подготовки как составляющие цепочки непрерывной подготовки инженерных кадров будут, несомненно, способствовать решению этой проблемы.

 


 

I. B. Fedorov, E. V. Zelentsova. Currently, the system of continuous training engineers for high-tech knowledge-based industries should be adapted to modern conditions. Changing of the socio-economic structures of Russia, the restructuring of the industry, the need to implement the results of the priority national projects require new approaches to the preparation of engineering and scientific personnel.

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Июль 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив новостей:

Июль 2016 (46)
Июнь 2016 (20)
Май 2016 (42)
Апрель 2016 (61)
Март 2016 (44)
Февраль 2016 (23)