Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Новости в левом блоке » Перспективы развития ОАО РЖД

Новости в левом блоке, Новости: Перспективы развития ОАО РЖД - 8-04-2014, 05:58

Владимир Иванович ЯКУНИН
президент ОАО «РЖД», доктор политических наук

 

ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЯС RAZVITIE

 

В декабре 2013 года в Центральном доме учёных РАН состоялась лекция президента ОАО «РЖД» доктора политических наук Владимира Ивановича Якунина на тему «Трансевразийский пояс Razvitiе». Тема лекции вызвала большой интерес и раскрыла большие перспективы на будущее развитие интегральной евразийской транспортной системы.

 

В своём выступлении В.И. Якунин дал историческую справку о том, как развивалась сфера транспорта в нашем государстве, начав с известного с древних времён пути «из варяг в греки» (вектор север–юг). Во времена Московской Руси, в XVI веке, доминировал транспортный вектор запад–восток. «Со второй половины семнадцатого века, – отметил докладчик, – получили развитие транспортные коридоры из России в Западную Европу: и морские, и сухопутные. Так сложилась транспортная сеть России».


По одному известному образному выражению, Россия стянута «крестом», одной стороной которого является Транссиб, а второй – Волга. Но есть и другая метафора – это образ транспортного скелета, который стягивает Россию. «Хребтом этого скелета, – отметил В.И. Якунин, – является Транссибирская магистраль, а ребрами являются аркадные хода или медиальные хода. Это и хода на север, и на юг, и соединение северным морским путем, и соединение историческим Шелковым путем».


В ХХ веке вся система достраивалась новыми автомобильными дорогами с жестким покрытием, портами, аэропортами. В этом направлении транспортная система России и должна развиваться. В.И. Якунин отметил, что существует два варианта её развития: «либо локальное развитие с последующей сшибкой того, что получается на локальных территориях, либо… в виде реализации сразу интегрированного мегапроекта, который определяет развитие территорий».

 

С точки зрения самого замысла мегапроекта, сложившаяся система этого транспортного скелета уже сама по себе определяет дальнейшую формулу развития. Транссиб – самая длинная в мире электрифицированная и технически оснащённая железная двухпутная дорога – уже сегодня соединяет порты Приморья с нашей западной границей в Белоруссии, с которой у России единое экономическое пространство. Важно иметь в виду, что «сегодня мы везем грузов в направлении дальневосточных портов в восемь раз больше, чем в лучшие времена советского периода». Есть сложности из-за недостаточной пропускной способности и провозных возможностей российских железных дорог по Транссибу, который является основным материальным фактором формирования новой интегрированной евразийской транспортной системы. В связи с этим В.И. Якунин подчеркнул, что «необходимо создать соответствующие узлы и транспортно-логистические центры» и развить соответствующие услуги, которые привлекут клиентов.

 

Замысел мегапроекта заключается в том, «что транспортный коридор… является неким коридором развития: куда приходит инфраструктура, туда приходит и новая жизнь». Разработка полезных ископаемых, создание новых городов и новых энергетических систем сопровождают развитие транспортного коридора. Современная жизнь невозможна не только без перетока энергии и транспортировки грузов, но и без передачи информации. Поэтому информационные линии составляют одну из важнейших особенностей развития этого транспортного коридора, который свяжет «не только порты российского Дальнего Востока с западными границами России и Единого экономического пространства, но и позволит нам радикально изменить ситуацию по транспортировке грузов и людей в направлении, например, Китая». В перспективе возможно установление связи Южной Кореи и Японии с западными европейскими территориями. «Поэтому, – сказал В.И. Якунин, – мы считаем, что наш проект основан на системном анализе складывающейся ситуации и представления национальных геополитических интересов Российской Федерации именно в 21 веке».


Проект имеет одной из своих целей связать этой транспортной системой страны азиатско-тихоокеанского региона: «…мы исходим из того, что на самом деле за идеологемами по стиндустриального информационного общества должны прийти вполне конкретные программы, которые можно назвать новой индустриализацией». Процесс этот будет сложным, но железнодорожное сотрудничество является наименее противоречивым с точки зрения взаимодействия партнеров и всех участников проекта. Поскольку пропускные способности Суэцкого канала уже исчерпаны, «проект евроазиатской транспортной системы представляет интерес для компаний не только российских и тихоокеанских, но и крупных западных компаний».


Не все за границей доброжелатель но взирают на усилия России по реализации транзитного потенциала, так как «в новой экономической конфигурации глобального мира наличие такого транспортного коридора усиливает экономический и геополитический потенциал стран-участниц». К ним относятся все те страны, которые тяготеют к этому транспортному направлению. Это Китайская Народная Республика, Япония, это и другие страны Юго-Восточной Азии. Но самое главное – это Россия, Казахстан и Белоруссия с дальнейшей возможностью интеграции нашей экономики с экономикой европейской части евразийского континента.


Превращение структуры Транссиба в мировой транзитный коридор, по словам В.И. Якунина, «в 2,5 раза сокращает срок доставки грузов из центров производства к центру потребления, из азиатско-тихоокеанского региона – в Европу». И главное – «почти вся транзитная территория принадлежит одному государству с едиными правовыми позициями … в отличие от других транзитных коридоров, которые сегодня пытаются развивать как альтернативу. В том числе и Новый Шелковый путь». Так или иначе, груз находит себе путь передвижения. «Но если есть конкурентоспособное предложение по транспортировке ж/д транспортом, то, несомненно, будут использовать ж/д транспорт». Очень важно, что это обстоятельство находит понимание не только в научных, но и в политических кругах страны. Докладчик отметил, что «если сегодня мы не заложим основы для реализации геополитических, социальных и экономических целей, то мы просто-напросто их не достигнем никогда».


По мнению В.И. Якунина, «мир входит в период неуверенности, нестабильности, конфликтов». Всем хорошо известны недавние события в Северной Африке, в Ираке, Ливии, вокруг Сирии и Ирана. Благодаря взвешенной политике России, удалось решить сирийскую проблему без вооруженного вмешательства. Есть мнение, что пройдена точка Третьей Мировой. Но её опасность не устранена, потому что «не устранены экономическая нестабильность и абсолютное неравенство между странами развитыми и развивающимися».


Говоря об экономическом кризисе в России, В.И. Якунин заметил, что «очень важно обеспечить выход из кризиса нашей страны так, чтобы для основных мировых полюсов стало объективно выгодным существование России. Эта выгодность, прежде всего, связана с нашим транзитным потенциалом или, по крайней мере, наш транзитный потенциал должен быть хотя бы одним элементом этой выгодности». Этому может способствовать сближение многих стран Западной Европы, России, Китая и Индии: «Это, по сути дела, четыре цивилизации, которые способны совместно блокировать геополитическую агрессивность отдельных держав».


Усиливается стратегическое значение трансконтинентальной связи. У Международного союза железных дорог имеется колоссальный интерес к развитию транспортных коридоров и взаимодействию. «Создание такой системы, – сказал В.И. Якунин, – является критически важным с точки зрения геополитического обеспечения интересов России и с точки зрения безопасности страны. Мы должны создать тот мост, который географически существует, а практически его нет. Можно представить, что этот транспортный коридор развития продолжается через Сахалин до острова Хоккайдо, это вообще изменяет геополитическую картину мира. Островная Япония перестает быть такой уж островной. К ней подходят железные дороги». Есть проект создания ширококолейного элемента этого транспортного коридора. Уже сегодня эта идея реализуется четырьмя железными дорогами: РЖД, Украинскими, Словацкими, Австрийскими железными дорогами. Внутри интегрированной евразийской транспортной системы грузы будут, условно говоря, «доставляться одним поездом. Без смены вагонов, локомотивов, без изменения ширины колеи. По замыслу, колея должна быть нашей, стандартной, потому что именно мы являемся источником ресурсной базы, которая поставляется в Европу».


«Если мы говорим о скелете, – продолжал далее В.И. Якунин, – то мы, конечно, не забываем и мередианальные ходы. Не только широтный евразийский транспортный коридор, но и мередианальный. Можно себе представить, что система, о которой я уже говорил, соединит, например, Ямал и Индию. Это пройдет через Урал, Казахстан, Иран, – так называемый Золотой меридиан Евразии. Осуществляя такие важные грузопотоки, Россия обеспечит длительное геополитическое влияние над названными регионами». Если же Россия откажется от создания такой системы, то инициатива может быть перехвачена представителями других держав. У специалистов из США уже имеется бизнес-проект по соединению североамериканских железных дорог с Российской транспортной системой для последующего выхода на Китай. Поэтому императивом представляемого проекта является «даже не вопрос получения дополнительных доходов и обогащение, – для России это императив выживания». Было подчёркнуто, что нет ничего более стабилизирующего обстановку, «чем совместные проекты, совместный бизнес, в который вкладывают».


В заключение В.И. Якунин сказал: «Проект, о котором здесь шла речь – это не поход за деньгами, это большие геополитические возможности для нашей страны. Финансирование данного проекта будет осуществляться за счет создания международных консорциумов. В то же время, российские бюджетные средства в сумме 266 миллиардов рублей будут привлечены на развитие БАМа и Транссиба».

 

Межотраслевой альманах №44/2014 год

 


 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Ноябрь 2019 (4)
Сентябрь 2019 (4)
Август 2019 (1)
Июль 2019 (1)
Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)