DataLife Engine > Экономика > Закон РФ о промышленной безопасности

Закон РФ о промышленной безопасности


1-03-2013, 21:05. Разместил: admin

Елена Владимировна КЛОВАЧ, доктор технических наук, генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности»

 

Елена Владимировна КЛОВАЧ,

доктор технических наук, генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности»

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) как инструмент регулирования промышленной безопасностью опасных производственных объектов была введена в законе №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года [1]. Закон №116-ФЗ также установил и объекты ЭПБ, перечень которых дважды сокращался в связи с изменениями, которые вносились в Градостроительный кодекс Российской Федерации в 2006 и 2011 годах. В действующей редакции Закона №116-ФЗ к объектам ЭПБ относятся: документация на капитальный ремонт, техническое перевооружение (если документация не входит в состав проектной документации), консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (ОПО); технические устройства, применяемые на ОПО; здания и сооружения на ОПО; декларация промышленной безопасности в составе указанной документации и иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО.

 

Законом предусмотрено, что ЭПБ проводят организации, имеющие лицензию на осуществление данного вида деятельности, порядок проведения и требования к заключению ЭПБ утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, то есть Ростехнадзором (ранее – Госгортехнадзором России). Соответствующие документы были утверждены Госгортехнадзором России в конце 90-х годов прошлого века [2,3]. В 2012 году Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности [3] приказом Ростехнадзора было отменено, вместо него принят Временный порядок утверждения заключения ЭПБ. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» проведение ЭПБ относится к лицензируемым видам деятельности, Правительством Российской Федерации утвержден порядок лицензирования деятельности по проведению ЭПБ [4], в котором установлены лицензионные требования и условия осуществления экспертизы, в том числе требование о наличии в штате лицензиата как минимум одного работника, удовлетворяющего квалификационным требованиям к экспертам по промышленной безопасности.

 

 

Парадокс заключается в том, что на сегодняшний день ни в одном из упомянутых нормативных правовых актов не установлены квалификационные требования к экспертам, отсутствует и само понятие «эксперт по промышленной безопасности». В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих [5], утвержденным Минтруда РФ и не являющемся нормативным правовым актом, установлены квалификационные требования к эксперту (какому-то абстрактному), а также к эксперту по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности и эксперту по промышленной безопасности подъемных сооружений, чего явно недостаточно. ЭПБ проводится на объектах нефтяной и газовой, химической, металлургической промышленности, в других отраслях; экспертиза проводится для различных видов технических устройств, а не только для подъемных сооружений.


 

Практически полный объем квалификационных требований к экспертам в области промышленной безопасности сформулирован в документах добровольной Системы аккредитации, которая позднее была названа «Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве» (ЕС ОС). В рамках этой системы начиная с 2000 года и по настоящее время проводится аттестация экспертов, выдаются квалификационные удостоверения. Ростехнадзор принимает эти удостоверения в составе документов, представляемых на лицензирование деятельности в области ЭПБ, поскольку альтернативы в части оценки квалификационных требований не существует. Также квалификационные удостоверения, выданные на основании добровольных документов ЕС ОС, принимаются во внимание при рассмотрении заключений ЭПБ и при проведении лицензионного контроля органами Ростехнадзора. Сложившаяся ситуация явно требует принятия каких-либо решений.

 

 

Вопрос квалификации экспертов непосредственно связан с проблемой качества выполняемых экспертиз и ответственности экспертов и экспертных организаций за результаты выполненных работ. Нарекания со стороны надзорных органов на качество экспертиз, проводимых экспертными организациями, достаточно часто звучат на заседаниях Ростехнадзора и в средствах массовой информации. Рассмотрение документов, представляемых лицензиатом для получения лицензии на проведение ЭПБ, фактически не позволяет дать объективную оценку потенциала организации. Лицензии на проведение ЭПБ имеет более 3000 организаций, только в 2011 году Ростехнадзором было выдано 490 лицензий на этот вид деятельности. В этом же году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено и зарегистрировано 309 405 заключений ЭПБ, в утверждении 18 906 заключений было отказано ввиду их несоответствия установленным требованиям.

 

 

Основными недостатками, выявленными при рассмотрении экспертных заключений, являются:

• отсутствие анализа и оценки соответствия принятых проектных решений

• снижение объемов экспертного обследования технических устройств

• отсутствием анализа и оценки ранее проводившихся экспертиз и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств

• отсутствие согласованных с заказчиком программ диагностирования

• отсутствие проведенных поверочных расчетов конструкций технических устройств, зданий и сооруженис учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений

• занижение срока продления эксплуатации и так далее

 

 

Одним из способов повышения качества ЭПБ является повышение ответственности экспертов и экспертных организаций за результаты своей деятельности. Установленная Законом №116-ФЗ процедура утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности фактически разделяет ответственность за результаты проведенной экспертизы между экспертной организацией и Ростехнадзором. Кроме того, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствуют статьи, предусматривающие наказание за выдачу заведомо ложных заключений ЭПБ.

 

 

Для решения некоторых из перечисленных проблем в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 1371, разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях», который в конце января 2013 года внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации.

 

 

В законопроекте дано определение понятия «эксперт в области промышленной безопасности», – это специалист, удовлетворяющий установленным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности квалификационным требованиям и аттестованный в установленном порядке в области промышленной безопасности. В случае принятия данного законопроекта следует ожидать, что Ростехнадзор установит, наконец, квалификационные требования для экспертов. Установление правового статуса эксперта позволит также установить его права, обязанности и специальную административную (новая часть 1.1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовную (новая статья 2172 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложных заключений. Законопроектом также предусматривается замена процедуры утверждения экспертизы промышленной безопасности на учет таких заключений в органах Ростехнадзора.

 

Литература

1. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». – Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588

2. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (с Изменением N 1 (ПБИ 03-490(246)-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 01 августа 2002 г. N 48) ПБ 03-246-98, утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64

3. Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности РД 03-298-99 с Изменением N 1 (РДИ 03-530(298)-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 09.04.03 N 12 (отменено приказом Ростехнадзора от 27 июля 2012 г №421)

4. О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. №682

5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37

 

(Межотраслевой альманах ДСР №39/2013г.)


Вернуться назад