Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Межотраслевой альманах » Закон о техническом регулировании 2011

Межотраслевой альманах: Закон о техническом регулировании 2011 - 9-02-2012, 18:27

 

Закон о техническом регулировании 2011

 

Николай Юрьевич НОВИКОВ

заместитель директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли РФ

 

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА


 

Мероприятия технологической модернизации и инновационного развития производства включают меры нормативно-правового регулирования, которые принимает в этом направлении Минпромторг России, в том числе в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

 

 

Появляются новые, уникальные возможности и, разумеется, новые риски, которые возникают в ходе вступления в силу нормативно-правовых актов. Из всего комплекса этих мер я в своём докладе остановлюсь на двух важных направлениях: на системе технического регулирования Таможенного союза и на основных направлениях государственной политики в области обеспечения единства измерений.

 


Выбор обсуждаемых тем обусловлен тем, что, по моему субъективному ощущению, в среде научно-технической общественности России не до конца осознан тот факт, что с этого года очень многое изменилось в сфере нормативно-правового регулирования государств–членов Таможенного союза. Многие не представляют, что товары сегодня перемещаются свободно: транспортная инфраструктура открыта. О новейших актах нормативно-правового регулирования, и какую уникальную возможность может получить сейчас научно-техническая российская общественность, я и хотел бы рассказать.


Закон о техническом регулировании 2011


Вначале коротко остановлюсь на традиционных элементах технического регулирования. На слайде представлены основные элементы технического регулирования. Это технические регламенты, которые устанавливают минимально необходимые требования безопасности, не создавая излишних барьеров для модернизированной инновационной продукции. Это международные, национальные, отраслевые и корпоративные стандарты, которые отражают достигнутый уровень и обеспечивают трансферт технологий, способствуют обеспечению качества и конкурентоспособности продукции. Стандарты – это нормативная основа перевода э\кономики на инновационный путь развития.

 


Следующий системный элемент – это наличие системы аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий. В этом направлении в Российской Федерации предстоят революционные преобразования. Создается единый орган по аккредитации, Федеральная служба по аккредитации. Всё это происходит в условиях, когда в стране уже длительное время функционирует система подтверждения соответствия и система метрологического обеспечения испытаний и измерений. Все перечисленные системные элементы – это сложные, но необходимые элементы деятельности, требующие тщательной экспертизы.

 


В стране крайне остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов-экспертов, глубоко понимающих суть проблем и способных как аргументированно отстаивать свои позиции, так и искать компромиссные решения. Мы сталкиваемся сейчас с тем, что утрачиваем в среде научно-технической общественности целые школы написания эффективных нормативно-правовых документов, начиная от корпоративного стандарта и кончая написанием проекта постановления Правительства или проекта федерального закона по тому или иному вопросу, затрагивающему интересы промышленности и науки. Сохранить эти школы в современных условиях можно через институт научно-технической экспертизы самых разнообразных документов и проектов. Поэтому я призываю молодых специалистов, аспирантов Российской академии наук активно включаться в вопросы экспертизы. Молодых специалистов нужно «кидать в омут» экспертизы, создавать различные экспертные сообщества, подключать их к реальным проектам и жёстко с них спрашивать.


Опыт показывает, что нужно уметь искать компромиссные, но эффективные решения. Часто молодые специалисты занимают некую бескомпромиссную позицию, не понимая, что для решения одной и той же задачи может быть много решений. Важно решить задачу, а не остаться в стороне со своим «правильным» мнением. Вот и нужно окунуть специалистов через экспертизу в эту реальную среду.


 

Закон о техническом регулировании 2011

 

Рассмотрим основные сферы технического регулирования. Это регулируемая сфера, которая устанавливает обязательные требования к продукции и системе допуска продукции на рынок, осуществляет государственный контроль, устанавливает ответственность за безопасность продукции, и нерегулируемая сфера, которая обеспечивает качество и конкурентоспособность продукции через требования добровольной стандартизации и добровольной сертификации.

 

 

Ниже представлена схема функционирования потребительского рынка продукции в результате реформы технического регулирования.

 

 

Закон о техническом регулировании 2011

 

Эту же схему можно представить в виде допуска продукции через органы по сертификации на рынок. Здесь же показано взаимодействие бизнеса и государства, где государство устанавливает обязательные требования, стимулирует модернизацию, устанавливает ответственность за нарушение обязательных требований, создает условия для аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации, осуществляет государственный контроль и надзор.

 

Закон о техническом регулировании 2011

 

Бизнес и общество также, со своей стороны, контролируют рынок, оказывают на него воздействие. Совсем недавно был сделан принципиально важный и непривычный для российской системы управления шаг: важнейшие полномочия в области технического регулирования передаются наднациональному органу – Комиссии таможенного союза. Многие привыкли считать, что правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства принимают окончательные решения, и в значительной степени жизнь промышленности зависит от этих структур. С созданием Таможенного союза ситуация изменилась кардинальнейшим образом, в том числе и в области технического регулирования, но российской промышленностью это пока не вполне осознано. Отныне есть наднациональный орган, который в области технического регулирования принимает технические регламенты Таможенного союза, обязательные для исполнения в странах–членах Таможенного союза.

 

 

Страны Таможенного союза – Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация проводят согласованную политику в областях стандартизации, обеспечения единства измерений, аккредитации, подтверждения соответствия государственного контроля и надзора, установления ответственности. Причём эти правила едины внутри Таможенного союза.

 


Ниже схематично представлена выработка позиции Российской Федерацией по проекту того или иного нормативно-правового документа – например, технического регламента Таможенного союза. Основной принцип здесь – «снизу вверх».

 

Закон о техническом регулировании 2011

 

То есть, через публичное обсуждение, внутригосударственные согласования, вынесение на подкомиссию по техническому регулированию разрабатываются новые технические регламенты Таможенного союза. Необходимо включить в подготовку этих технических регламентов российскую научно-техническую общественность, в том числе через экспертизу.

 


Кроме того, необходимо изменить отношение промышленности к проблеме стандартизации. Причем не столько изменить саму систему, сколько именно отношение промышленности к проблеме стандартизации. От принципа «сверху вниз» необходимо перейти к принципу «снизу вверх».


 

Закон о техническом регулировании 2011

 

Промышленность, бизнес, научное сообщество должны генерировать стандарты, отвечающие конкурентным требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, от корпоративного уровня продвигать эти стандарты на национальный уровень. Если бизнес заинтересован в расширении рынка, он должен продвигать свой корпоративный стандарт на национальный уровень. Государственные и негосударственные структуры, технические комитеты должны получать инновационные и апробированные решения, работать на отбор готовых и достаточно качественных проектов конкурирующих между собой стандартов.

 


Убежден, что испытательные лаборатории должны быть оснащены собственным испытательным оборудованием и средствами испытаний как минимум на 50%. Нужно создать условия реально работающему сектору – тем, кто располагает собственным оборудованием, реально проводит испытания, а не представляет при испытаниях только заключенные договора аренды на средства испытаний. Решением комиссии Таможенного союза № 711 от 15 июля 2011 года утверждён единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза. С этим знаком продукция может свободно обращаться внутри Таможенного союза.


 

Закон о техническом регулировании 2011

 

В современных условиях не выглядит утопией формирование зоны свободной торговли от Петропавловска-Камчатского до Лиссабона, что может позиционироваться как одна из стратегических целей технического регулирования. При этом не стоит пытаться копировать Европейский союз и брать знак обращения продукции на рынки Европейского союза. Стратегическая цель для единого знака обращения продукции на рынке Таможенного союза – это достижение соотносимости знаков евразийского и европейского соответствия. А реализовать это можно через расширение зоны действия знака евразийского соответствия на постсоветском пространстве. Даже для стран, которые не входят в Таможенный союз – например, для Украины.

 

 

В условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) становится еще более важной гармонизация системы технического регулирования Таможенного союза с системой Европейского союза. Ниже изображены основные системные элементы интеграции в рамках Таможенного союза и продвижения продукции на рынки СНГ. В области технического регулирования эффективнее всего оказалось использование принципа мозаики – не пытаться сразу угадать идеальную систему, а складывать картинку из отдельных элементов. Рано или поздно всё прорисуется. Нужно идти от применения отдельных технических регламентов Таможенного союза к полному применению.

 

 

ВЫВОД: Техническое регулирование может использоваться как эффективный инструмент интеграции на постсоветском пространстве до вступления других государств в Таможенный союз (единое экономическое пространство).

 

 

Вторая часть моего доклада посвящена опережающему развитию эталонной базы и измерительных возможностей страны как необходимому условию модернизации экономики, а также основным направлениям государственной политики в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации.

 


Научно-техническая общественность должна обратить внимание, что в 2008 году президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ. Закон носит революционный характер и построен на принципах с допущением отсылочных норм, в нем предусмотрена разработка большого количества нормативных правовых актов в виде постановлений правительства и приказов различных федеральных органов исполнительной власти.

 


В соответствии с этим законом наша система в области метрологии заработала. Подтверждением чего является то, что по направлению обеспечения единства измерений за 2010 год РФ была признана третьей страной мира по измерительным возможностям. Причём это признало и Международное бюро мер и весов, и по состоянию эталонной базы наша страна была признана на седьмом месте в мире.

 

 

У нас не так много направлений в промышленности, где мы можем гордиться третьим или седьмым местом в мире. Мы считаем это серьёзным достижением в том числе и нашего закона, потому что предыдущая версия 1993 года не менялась 12 лет и привела к тому, что в стране, в которой изменилось всё, в области обеспечения единства измерений не менялось ничего. Мы сейчас вносим в этот закон серьёзные изменения, связанные с аналитической химией и медициной, потому что эти вопросы чрезвычайно важные, наукоёмкие и на большую перспективу. Была долгая иллюзия, что измерения в химии и медицине – это что-то такое своеобразное и стоит далеко от измерения физических величин.

 


Но, в конце концов, и мировая научная общественность, и российская пришла к тому, что общие принципы измерений в химии и медицине едины и их нужно реализовывать. Поэтому мы вводим сейчас закон в русло и химико-аналитических лабораторий, и измерений в медицине и химии. Мы разослали сейчас этот закон по федеральным органам исполнительной власти, его можно посмотреть на сайте Минпромторга. Я постарался донести основные предложения, которые наше министерство проводит в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

 

 

N.Y. NOVIKOV. Technical regulation can be used as an effective tool for integration in the post-Soviet space before the other countries join the Customs Union (common economic space).

 


 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

Анонсы


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)
Октябрь 2016 (11)
Сентябрь 2016 (6)
Август 2016 (13)