Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » КБХА Воронеж

Промышленность, Наука, Межотраслевой альманах: КБХА Воронеж - 15-04-2012, 19:29

КБХА Воронеж

 

Владимир Сергеевич РАЧУК
генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «Конструкторское Бюро Химавтоматики». Лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ, д.т. н., профессор, заслуженный конструктор РФ

 

СОВРЕМЕННАЯ КОНСТРУКТОРСКАЯ МЫСЛЬ КБХА В РАКЕТНОМ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИИ

 

Основы инженерной, конструкторской школы многих отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса были заложены  еще в советские годы. Принципиально важным в современных условиях вопросом, обсуждаемым на уровне заместителя председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина, является передача этого инженерного опыта от ветеранов молодежи, поскольку звено работников среднего возраста в 90-е годы было потеряно.

 

 

Предприятие «Конструкторское Бюро Химавтоматики» (КБХА) в Воронеже, обеспечивающее с советских времен создание жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для космических ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет, нашло свой собственный путь в решении задачи преемственности поколений.

 


КБХА ВоронежВ КБХА ежегодно проводятся десятки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках Федеральной космической программы и других государственных целевых программ. При этом главной целью ставится доведение всех разработок до «металла», огневого испытания и, в конечном итоге, выхода в серийное производство. Ведь передача опыта молодежи возможна лишь тогда, когда есть настоящая работа, когда конструктор доводит свой ракетный двигатель от чистого листа бумаги до летных испытаний в составе ракеты.

 


В тяжелые 90-е годы, когда разваливались целые серийные заводы, а не только НИИ и КБ, воронежское «Конструкторское Бюро Химавтоматики» (КБХА)  сохранило научно-технический потенциал. Несмотря на то, что в эти годы основными источниками финансирования были только зарубежные контракты, ряд конверсионных разработок, а также банковские кредиты, предприя- тие изыскивало возможность для научно-исследовательских работ по новым ракетным двигателям, заканчивающихся обязательным изготовлением и огневыми испытаниями экспериментальных образцов, анализом и устранением конструкторских, технологических и производственных дефектов по результатам испытаний К работам, которые позволили развиваться предприятию в 90-е годы, относятся:



КБХА Воронеж• разработка трехкомпонентного ракетного двигателя РД-0750 тягой 200 тонн с применением компонентов топлива кислород, керосин и водород (экономическая целесообразность такого двигателя была доказана ведущими зарубежными и российскими НИИ, первый вариант РН «Ангара» предусматривал применение двигателя РД-0750)


• создание кислородно-водородного двигателя РД-0126 с тарельчатым соплом, примененным специалистами КБХА на практике впервые в мире (этот двигатель успешно прошел огневые испытания на стенде предприятия)

 

• перевод серийных двигателей межконтинентальных баллистических ракет, работающих на экологически «грязных» компонентах на экологически чистое топливо кислород-керосин, также с успешными испытаниями

 

• разработка гиперзвукового воздушнореактивного двигателя, успешно испытанного в 1998 году в полете на скорости 6,5 Махов (впервые в мире сгорание водорода проходило в сверхзвуковом потоке)

 

• исследовательские работы и огневые испытания экспериментальных ЖРД, работающих на сжиженном природном газе и кислороде для перспективной многоразовой ракетно-космической системы

 

 

Эти и другие направления работы дали возможность под руководством опытных конструкторов старшего поколения вырастить более молодую смену, возраст которой сейчас 45-55 лет. Их совместная работа обеспечивает сегодня создание новых высокоэффективных двигателей по Федеральной космической программе и Государственной программе вооружений, в ряде случаев превышающих мировой уровень.

 


КБХА ВоронежВ 2011 году завершена отработка и проведены летные испытания кислородно-керосинового ракетного двигателя 14Д23 тягой 30 тонн для третьей ступени космической ракеты «Союз-2-1б» разработки ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (Самара). Этот двигатель стал за весь постсоветский период первым новым жидкостным ракетным двигателем, используемым на отечественной ракете, и самым экономичным в мире кислородно-керосиновым ракетным ЖРД. Высокие энергетические характеристики нового двигателя обеспечены благодаря применению схемы с дожиганием генераторного газа и уменьшению массовых и габаритных параметров камеры сгорания за счет увеличения давления внутри нее практически вдвое по сравнению со старым двигателем РД-0110, который используется в составе третьей ступени ракеты-носителя «Союз» уже более 40 лет. По сравнению с ЖРД РД-0110 новый двигатель 14Д23 позволяет увеличить выводимую в космос полезную нагрузку почти на тонну. В 2006-2011 годах успешно проведены семь летных испытаний ракеты с новым двигателем с выводом в космос дорогостоящей полезной нагрузки. Осенью 2011 года двигатель 14Д23 обеспечил первый пуск ракеты «Союз-СТ-б» с космодрома Куру во Французской Гвиане.

 

 

Модификация ЖРД 14Д23, имеющая индекс РД-0124А, будет использоваться и в составе семейства новых космических ракет «Ангара» разработки ГКНПЦ имени М.В. Хруничева. В настоящее время в КБХА завершается автономная огневая отработка ЖРД РД-0124А. Успешно проведены огневые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара» с ЖРД РД-0124А, открывшие дорогу к первым летным испытаниям ракеты.



Наконец, модификация ЖРД 14Д23 будет использоваться в составе легкой ракеты «Союз-2-1в», создание которой завершается в ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Для первой ступени этой же ракеты коллектив КБХА создает новый рулевой кислородно-керосиновый двигатель тягой 30 тонн 14Д24. Он будет использоваться в связке со знаменитым ЖРД НК-33, созданным в советские годы для широко известной ракеты Н-1, которую разрабатывали для пилотируемого полета на Луну. Автономная огневая отработка ЖРД 14Д24 началась в 2011 году. На весну 2012 года запланировано проведение первого огневого испытания двигателя в составе ступени ракеты.

 

 

Важным направлением для коллектива КБХА еще с советских времен была и остается техника с применением водорода в качестве горючего. В далекие 60-70-е годы в КБХА был создан единственный отечественный ядерный ракетный двигатель, где в качестве рабочего тела применялся водород. Работы по нему были доведены до этапа огневых испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Впоследствии на основе накопленного опыта в КБХА был создан самый мощный в стране однокамерный кислородно-водородный ЖРД РД-0120 тягой 200 тонн для ракетно-космической системы «Энергия-Буран». В 80-е годы эти двигатели обеспечили два успешных полета ракеты «Энергия», в том числе с многоразовым кораблем «Буран».

 


В непростые 90-е годы коллектив КБХА не бросил водородную тематику и вопреки сложным экономическим обстоятельствам, во многом за счет собственных средств, построил комплекс по производству жидкого водорода, который расположен в испытательном комплексе предприятия и обеспечивает проведение огневых испытаний ЖРД и других высокотехнологичных установок на жидком водороде. Один из них, кислородно-водородный двигатель РД-0146 тягой 10 тонн, впервые в отечественной практике разработан по высоконадежной безгенераторной схеме и имеет возможность многократного включения.

 


Он предназначен для верхних ступеней перспективных ракет-носителей, а также для использования в составе кислородно-водородного разгонного блока тяжелого класса ракеты-носителя «Ангара». К настоящему времени проведено более 40 автономных огневых испытаний данного ЖРД на одном экземпляре с суммарной наработкой более 2000 секунд.



Водородная тематика сегодня востребована не только в ракетостроении. Совместно с Институтом высоких температур РАН КБХА ведет разработку высокоэффективных водородных парогенераторов, которые предназначены для повышения экономичности традиционных электростанций. Продолжаются работы по применению в ЖРД природного газа в качестве горючего. Разработан проект кислородно-метанового двигателя РД-0162, более дешевого и экологичного, чем керосиновый, работающего по схеме «газ-газ» для обеспечения многократного использования в перспективной многоразовой ракетно-космической системе (МРКС).

 


Глубокую модернизацию проходит существующий ЖРД 11Д58 разгонного блока ДМ для обеспечения прироста удельного импульса тяги в 20 секунд (до 372 сек!). Эта работа осуществляется КБХА совместно с РКК «Энергия». КБХА сотрудничает с рядом ведущих зарубежных двигательных фирм, в том числе с «Пратт-Уитни-Рокетдайн» (США), «Авио» (Италия), EADS (Германия), разработав для них ряд двигателей и отдельных агрегатов, проводя совместные исследовательские работы.



По президентской программе модернизации совместно с ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» (г. Саров) создается программное обеспечение для комплексного трехмерного моделирования процессов работы ЖРД с использованием суперкомпьютеров; совместно с Институтом нанотехнологий микроэлектрони ки РАН исследуются вопросы сверхпроводимости при температурах жидкого водорода; исследуются методы улучшения эксплуатационных характеристик конструкционных материалов двигателей с использованием нанотехнологий, получение наноструктур из природного газа. В этих работах преимущественно задействована молодежь предприятия, которая не просто перенимает опыт ветеранов, но и удачно дополняет его знанием современных компьютерных технологий, новыми результатами научных исследований.

 

 

КБХА сегодня представляет собой научно-производственное объединение, включающее в себя конструкторский, производственно-технологический и исследовательско-испытательный комплексы, обеспечивающие полный цикл создания ЖРД – проектирование, изготовление, испытания и поставки товарных двигателей. Такое сочетание высококвалифицированных конструкторов, опытных технологов, производственников, испытателей обеспечивает оптимальный цикл создания новых двигателей с минимальными затратами средств и времени.

 


 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31