Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » ФГУП ЦИАМ имени П.И. Баранова

Наука: ФГУП ЦИАМ имени П.И. Баранова - 27-07-2012, 00:21

Владимир Иванович БАБКИН, генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП ЦИАМ имени П.И. Баранова,

 

Владимир Иванович

БАБКИН

генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП ЦИАМ имени П.И. Баранова, к.т.н., академик Академии транспорта Российской Федерации

 

О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

 

 

Авиастроение занимает уникальное место в промышленности: отдача на каждый рубль, вложенный в инновацию производства, в несколько раз превышает такой же эффект, достигаемый в других отраслях. По эффективности инновационной отдачи и сложности технологических процессов авиационное двигателестроение существенно опережает своих коллег по авиапрому

 

Мировой рынок авиационных двигателей жёстко конкурентный, и игроков на этом рынке весьма немного. Если постоянно не заниматься весьма дорогостоящей инновационной поддержкой отрасли, то выпускаемая продукция быстро становится неконкурентоспособной, и все преимущества подотрасли превращаются в свою противоположность. Именно поэтому в отрасли уже более 80 лет существует весьма напряжённо работающий Центральный институт авиационного двигателестроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова берет на себя ответственность за инновации.

 

 

Главной задачей ЦИАМ на протяжении более 80 лет было и есть научное обеспечение инновационного развития авиационного двигателестроения. Институт проводит комплексные исследования в области создания авиационных двигателей различного назначения, их узлов и систем – от фундаментальных исследований в различных областях знаний (газовая динамика, прочность, теплообмен, горение, акустика) до методологического обеспечения создания и эксплуатации. Все отечественные двигатели были созданы при самом активном участии этого института. ЦИАМ тесно сотрудничает с конструкторскими бюро подотрасли по созданию, модификации, сертификации и научно-техническому сопровождению эксплуатации авиационных двигателей.


 

Как государственный научный центр, ЦИАМ имени П.И. Баранова проводит прогнозные исследования и совместно с НИИ и предприятиями отрасли выполняет разработку предложений по формированию стратегии и программам технологического развития авиадвигателестроения, дает технические рекомендации по новым двигателям, совершенствует методологию их разработки в новых экономических условиях, проводит научно-методические работы по улучшению характеристик эксплуатируемых двигателей.

 

 

В последние годы в России наметилось определённое оживле-ние в развитии авиационной промышленности, связанное с увеличением внимания к ее проблемам со стороны Президента иПравительства РФ. В период с 2006 по 2008 годы был принят ряд важных государственных документов, определяющих перспективы долгосрочного развития авиационной промышленности и газотурбинного двигателестроения в Российской Федерации.

 

 

В настоящее время авиадвигателестроение России, бывшее не так давно на самых передовых позициях в мире, отстало от зарубежных конкурентов более чем на целое технологическое поколение. В то время как за рубежом разработаны и введены в эксплуатацию двигатели военного и гражданского назначения пятого поколения, в России такие двигатели находятся в стадии разработки. Работы по созданию двигателей пятого поколения проводятся в условиях не полностью отработанного научно-технического задела, необходимого для создания конкурентоспособных двигателей. Учитывая это, тематические работы института ориентированы, прежде всего, на создание научно-технического задела для перспективных базовых двигателей 5 поколения гражданского и военного назначения.

 

 

За последние годы Институт вышел на мировой уровень по моделированию рабочего процесса и узлов авиационных двигателей. Разработанные в Институте многодисциплинарные математические модели высокого уровня, учитывающие нестационарное взаимодействия венцов, позволяют проектировать узлы перспективных двигателей. Проведены испытания деталей, ступеней и моделей узлов с верификацией расчетных методов. Эти работы позволили приступить совместно с ОКБ к изготовлению натурных демонстрационных узлов и газогенератора.

 

 

В обеспечение создания перспективного базового двигателя гражданского назначения ПД-14 спроектированы, изготовлены (в том числе и с привлечением серийных заводов) и испытаны модели узлов и деталей для отработки новых технических решений (технологий). По двигателям военного назначения ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» принимает активное участие в работах по турбореактивным двухконтурным двигателям форсажным (ТРДДФ) для для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) и поршневому двигателю для беспилотного летательного аппарата.

 

 

В последние годы в научном центре ЦИАМ проведен большой объем исследований по двигателям, предназначенным для применения в составе силовых установок высокоскоростных летательных аппаратов. В институте разработаны и экспериментально верифицированы перспективные технологии создания гиперзвуковых прямоточных двигателей, работающих на водороде и углеводородном топливе, с эффективным процессом горения. На одной из моделей гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД) в стендовых испытаниях впервые в Европе получена положительная эффективная тяга.

 

 

Наряду с работами по обеспечению технологической готовности двигателей 5 поколения в институте развернуты работы по созданию научно-технического задела в обеспечение разработки двигателей уровня совершенства 2025–2030 годов. К двигателям гражданского назначения с уровнем совершенства 2025–2030 годов (то есть следующего, шестого поколения), предъявляются чрезвычайно высокие требования как по топливной эффективности, так и по экологическим показателям. Достигнуть этих показателей можно только путем повышения параметров рабочего процесса, совершенствованием термодинамического цикла, применения новых конструктивно-технических решений, конструкционных материалов и технологий, а также интеллектуальной системы управления, совмещенной с системой диагностики, контроля и управления техническим состоянием двигателя и интеграции силовой установки с планером летательного аппарата.

 

 

В качестве схемных решений для достижения поставленных целей рассматриваются «электрический», «интеллектуальный» турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с высоким и сверхвысоким значением степени двухконтурности с прямым или редукторным приводом однорядного или двухрядного вентилятора, турбовинтовентиляторные двигатели («открытый» ротор), ТРДД с промежуточным охлаждением и регенерацией тепла, распределенные силовые установки, двигатели с гибридным приводом движителя (газотурбинный + электрический привод), двигатели с пульсирующей детонационной камерой сгорания и так далее.

 

 

В институте развернуты работы по новым «прорывным» технологиям в обеспечении создания двигателей 2025–2030 годов. Выполнен ряд работ по исследованию эффективности применения в перспективных газотурбинных двигателях (ГТД), исследованы технологии и отработаны методы проектирования и изготовления деталей и узлов перспективных авиационных двигателей из новых материалов, спроектирован и испытан биротативный высокоэффективный вентилятор со степенью π* в=1,5, обеспечивающий снижение шума по трем контрольным точкам на 7–9 EPNdB по сравнению с лучшими современными вентиляторами. Также спроектирована и испытывается модель высокоэффективного биротативного винтовентилятора («открытый ротор») из композиционного материала. В обеспечение создания ультракомпактных низкоэмиссионных камер сгорания будущего разрабатывается технология интенсификации процессов горения топлива, основанная на селективном возбуждении колебательных и электронных состояний реагирующих молекул электрическим разрядом или резонансным лазерным излучением.

 

 

Большое внимание уделяется разработке электронных интеллектуальных систем управления с распределенной структурой. Работы базируются на новейших достижениях электронной промышленности, позволяющих повысить термостойкость, быстродействие и степень интеграции элементной базы, усовершенствовать внутрисистемный информационный обмен. Эти работы позволят создать «интеллектуальный» двигатель, адаптируемый к условиям эксплуатации и работоспособный при допустимом уровне повреждения деталей.


 

В ЦИАМ продолжаются исследования в области авиационных масел и гидрожидкостей, сохраняющих работоспособность при температурах до 240–250оС, а также «сухого двигателя», вообще не использующего систему смазки. Исследуются различные варианты высокоэнергетического углеводородного горючего в замену используемого, а также различных вариантов топливных элементов – как на водороде, так и на углеводородных видах топлива.

 

 

Во взаимодействии с конструкторскими бюро и заводами разработаны и созданы демонстрационные образцы основных электрических систем авиационного двигателя: система автоматического управления и система смазки, а также стартёр-генератор. Системы испытаны на двигателе-демонстраторе с электрическим приводом насосов и органов механизации проточной части. В испытаниях подтверждены основные результаты, полученные в теоретических работах.

 

 

В обеспечение инновационного развития авиационного двигателестроения Институт принимает активное участие в формировании комплексных проектов НИР и развития экспериментальной базы по двигателестроению «Национального плана развития науки и технологий в авиастроении». Реализация этого плана, разработка и освоение прорывных технологий позволит институту быть одним из лидеров отрасли, интенсифицировать инновационное развитие отрасли, обеспечив технологическую основу для сохранения за Россией статуса авиационной державы.

 

 

V.I. BABKIN. The Competitiveness of Domestic Aircraft Propulsion Engineering. For more than 80 years aircraft propulsion engineering`s scientific ensuring has been the main task of the Central Institute of Aircraft Motorbuilding. The institute performs complex research in the sphere of creating aircraft motors of various purposes, their units and systems – from fundamental studies in different spheres of knowledge (gas dynamics, safety, heat exchange, burning

 

(Межотраслевой альманах ДСР №36/2012г.)

 

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ


Календарь событий:

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)
Октябрь 2016 (11)
Сентябрь 2016 (6)
Август 2016 (13)