Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Проект нового трудового кодекса

Экономика: Проект нового трудового кодекса - 28-01-2012, 15:59

Проект нового трудового кодекса

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И НОВЫЙ ТРУДОВОЙ КОДЕКС

 

В конце декабря 2011 года состоялось заседание комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рынку труда и кадровым стратегиям. На заседании были подведены итоги годовой работы по вопросу реформирования трудового законодательства Российской Федерации. Выяснилось, что в РСПП подготовлены предложения по созданию современной системы профессиональных стандартов. А также создана концепция нового Трудового кодекса РФ.

 

В современном мире резко изменились технологии, появились новые профессии, сложились распределенные по разным городам трудовые коллективы. Но до сих пор российское трудовое законодательство сохраняет нормы середины прошлого века, о чем сказал председатель комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям М.Д. Прохоров. Генеральный директор объединения работодателей электроэнергетики РаЭл О.В. Куликов назвал существующий Трудовой кодекс (ТК) «избыточно жестким», в результате чего страдают обе стороны процесса – и работодатель, и сотрудники его компании.

 

В числе главных инструментов нового трудового рынка – национальные профессиональные стандарты (НПС). Эту тему раскрыл генеральный директор Общероссийского межотраслевого объединения работодателей – производителей никеля и драгоценных металлов А.С. Харламов. Приводим тезисы его выступления:


Зачем нужны национальные профессиональные стандарты?
Государству:


• для достижения качества рабочей силы, необходимого для реализации государственной политики инновационного развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособности в условиях присоединения к ВТО


• для повышения эффективности и качества государственного профессионального образования за счет обеспечения большего соответствия федеральных образовательных стандартов и программ профессионального обучения, разрабатываемых на основе НПС, требованиям, предъявляемым работодателями к знаниям, умениям и навыкам работников


Работодателю:


• для повышения производительности труда, ускорения и сокращения издержек внедрения новых технологий, освоения производства новой продукции за счет достижения большего соответствия квалификации работников требованиям рабочих мест

 

• для сокращения издержек по дополнительной профессиональной подготовке работников

 

• для идентификации квалификации работников требованиям рабочих мест при приеме на работу

 

Работнику:


• для профессиональной ориентации и выбора программ профессиональной подготовки при поступлении в образовательные учреждения

 

• для повышения конкурентоспособности на рынке труда и трудовой мобильности


Состояние государственной системы профессиональных стандартов по рабочим профессиям в настоящее время таково: основой системы описания квалификаций рабочих на государственном уровне остается Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), содержащий тарифно-¬квалификационные характеристики по 5452 профессиям рабочих. Одновременно действует часть выпусков ЕТКС, утвержденных в 1984-1986 годах, разработанных применительно к шестиразрядной тарифной сетке, и часть выпусков, утвержденных в 1999-2008 годах, разработанных применительно к восьмиразрядной тарифной сетке.

 


Система ЕТКС эффективно функционировала при плановой экономике. Переход к рыночной экономике, упразднение ведомственноотраслевого принципа управления народным хозяйством привело к разрушению централизованного механизма разработки ЕТКС, к сворачиванию финансирования. Система ЕТКС лишилась экспертной поддержки значительной части научно-исследовательских и нормативно-исследовательских организаций.



В настоящее время в стране отсутствует мониторинг изменений требований производства к составу рабочих профессий, знаниям и навыкам рабочих, не обеспечивается их институциональное закрепление и современная трансляция в систему образования. В этих условиях возникли и все более обостряются проблемы обеспечения производства квалифицированными рабочими кадрами, и прежде всего в инновационных областях экономики. Сложился разрыв между требованиями к знаниям и умениям работников на рабочем месте и теми знаниями и навыками, которые работники приобретают в системе профессионального образования. Растут затраты работодателей на профессиональную подготовку и адаптацию молодых рабочих – выпускников ссузов. Резко снижается профессиональная мобильность работников.

 


Необходимо совершенствовать механизмы формирования и актуализации национальных профессиональных стандартов по рабочим профессиям как основы для разработки соответствующих образовательных стандартов и программ профессиональной подготовки рабочих.

 


В условиях ослабления централизованного государственного регулирования процессов создания профессиональных стандартов, в формировании соответствующей рыночной экономике системы национальных профессиональных стандартов активное участие принял РСПП. В 2006 году РСПП учредил Национальное агентство развития квалификаций, призванное осуществлять экспертнометодическую поддержку и координацию действий организаций, представляющих бизнес-сообщество, а также взаимодействие бизнеса и государственных органов в процессе формирования национальной системы квалификаций. В 2008 году в составе рабочих органов РСПП была создана Комиссия по профессиональным стандартам.


Силами этих структур, с участием Минобрнауки РФ и Минздравсоцразвития РФ к настоящему времени:


• разработано нормативно-методическое обеспечение создания профессиональных стандартов, независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций

 

• организована разработка, экспертиза и утверждение ряда профессиональных стандартов по рабочим профессиям, получивших статус национальных профессиональных стандартов Крупные производственные компании создают корпоративные профессиональные стандарты по рабочим профессиям (некоторые из них после экспертной оценки получили статус национальных профессиональных стандартов) и соответствующих корпоративных программ обучения персонала.

 

С 1999 года разработано около 40 профессиональных стандартов по рабочим профессиям для компаний нефтегазодобывающей отрасли, компаний, работающих в строительстве, машиностроении, металлургии, в туристическом и гостиничном бизнесе, индустрии питания, что составляет менее 1% от количества рабочих профессий по ЕТКС.

 


Процесс разработки профессиональных стандартов в силу отсутствия централизованной координации на государственном уровне носит неравномерный, спорадический характер и не соответствует потребностям инновационного развития экономики страны в целом. Вместе с тем, методология разработки профессиональных стандартов, созданная РСПП с учетом опыта передовых стран, является хорошей предпосылкой для формирования современной системы национальных профессиональных стандартов в России на основе частно-государственного партнерства.



Национальные профессиональные стандарты в экономически развитых странах являются одной из важнейших составляющих системы обеспечения качества рабочей силы, органической частью системы профессионального образования, теснейшим образом интегрированы в нее и служат ее целям. В настоящее время, несмотря на национальные особенности, можно выделить три основных группы профессиональных стандартов.

 


Первая группа (Франция, Греция, Швейцария) представляет собой систему классификации занятий и содержит сведения о необходимых компетенциях, условиях работы и квалификациях, которые необходимы для занятия рабочего места по данной профессии (например, ISCO-88 или МКК3 –88).

 

Вторая группа (Великобритания, Бельгия, Австралия, Канада) имеет форму ориентира (критерия) для оценки успешности профессиональной деятельности и служит указаниями для разработки квалификаций и программ обучения.

 

Третья группа (Австрия, Бельгия, Италия, Нидерланды) описывает профессию и разрабатывается в интегрированном процессе с разработкой образовательных стандартов для каждой квалификации.

 


При этом систему национальных стандартов развитых стран поддерживает государство. Например, в Австралии на развитие системы профессиональных стандартов из государственного бюджета в период с 1990 по 1995 годы был выделен 51 миллион долларов, в Канаде в период 1986–1997 годов – 118 миллионов долларов, в Германии в 1998 году – 26 миллионов долларов, и так далее.

 


Комитет выступает с предложением по созданию в России системы национальных профессиональных стандартов. Экспертно-методический центр с отраслевыми отделениями (ЭМЦО) должен исполнять роль головного экспертного органа в вопросах удовлетворения потребности отраслей в качественной рабочей силе.


******


В концепции нового Трудового кодекса предложено снятие ограничений на заключение срочных трудовых договоров с возможностью их перезаключения, повышение доступности рынка труда за счет расширения возможности временной занятости работников. Ключевым моментом считается создание максимальных возможностей занятости работника и увеличения его доходов на основе повышения производительности труда.

 


Действующее трудовое законодательство направлено в первую очередь на «консервацию» сложившегося уровня трудовых правоотношений и структуры занятости. В итоге экономические и социальные потери несет государство и участники рынка труда – работник и работодатель, – все граждане нашей страны.

 


Концепция нового Трудового кодекса включает основные направления совершенствования трудового законодательства:


• создание максимальных возможностей занятости работника и увеличения его доходов на основе повышения производительности и эффективности его труда

 

• сокращение неформальной занятости путем адаптации законодательства к современным реалиям (введение новых эффективных форм занятости, связанных с развитием инновационной экономики; установление особенностей регулирования труда для работников малого и среднего бизнеса и других)


• повышение доступности рынка труда за счет расширения возможности временной занятости работников (снятие ограничений на заключение срочных договоров с возможностью их перезаключения)

 

• снятие излишних ограничений, установленных трудовым законодательством для работодателя (по времени работы и отдыха, переводу на другую работу и другому)

 

• введение механизмов, способствующих повышению устойчивости предприятия в период экономической нестабильности (например,  установить особый порядок перевода работников внутри холдинга и временного перевода с приостановкой трудового договора по аналогии со спортсменами)


• расширение сферы применения гибких форм занятости, введение новых форм занятости, в том числе дистанционной

 

• создание специализированных трудовых судов в целях формирования эффективных механизмов оперативного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров Трудовой кодекс, действующий в настоящее время, вступил в силу в 2002 году и считался промежуточным. В 2006 году в ТК были внесены существенные правки. Тем не менее, трудовое законодательство до сих пор несет черты компромисса.


Настало время создать трудовое законодательство, в котором будут предусмотрены четкие механизмы реализации прав участников трудового процесса.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июль 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив новостей:

Июль 2016 (44)
Июнь 2016 (20)
Май 2016 (42)
Апрель 2016 (61)
Март 2016 (44)
Февраль 2016 (23)