Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Проект Детство 2030

Экономика: Проект Детство 2030 - 26-06-2012, 14:27

Проект детство 2030

 

 Алина Федоровна РАДЧЕНКО
руководитель Общественной программы «Детство»,

кандидат политических наук

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН СТАТЬ ГАРМОНИЧНЫМ


 

Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив МОЕ ПОКОЛЕНИЕ  создан для поддержки проектов, направленных на разработку и реализацию передовых социальных и общественных технологий по развитию и подготовке будущего поколения. В рамках организованных Фондом исследований тенденций в области передовых социальных технологий (связанных с образованием, развитием и подготовкой подрастающего поколения), выкристаллизовался проект «Детство-2030». К 2030 году сегодняшние дети станут поколением, определяющим вектор внутреннего и внешнего развития страны. В каких развивающих и образовательных программах наши дети нуждаются? В каком направлении развивается мир? Как помочь детям и подросткам России включиться в глобальные задачи на равных позициях со своими ровесниками из других стран? Об этом рассказывает руководитель Общественной программы «Детство» Алина Федоровна Радченко.

 

 

- Алина Федоровна, под Вашим руководством была организована наработка материалов в сфере образования и развития детей. Какие результаты имеются сегодня?


- В заявленную нами программу «Детство-2030» пришли эксперты из разных сфер науки, услуг и производства. В итоге накоплен огромный материал в виде статей, книг, концепций и даже теорий, который формирует новую библиотеку детства. В рамках проекта оказались представлены новые эволюционные подходы, которые сегодня существуют и в России, и в мире. Более того, идеи, изложенные в проекте «Детство-2030», сейчас востребованы и ожидаемы. Большую поддержку мы получаем от иностранных экспертов, потенциальных партнеров, которые с энтузиазмом восприняли комплексный подход, который мы предложили.



В Евросоюзе, в международных организациях, в частности, на Четвертом Форуме «Альянса цивилизаций» в Дохе (Катар) в декабре прошлого года, проект получил официальную поддержку. От имени Альянса нам предложено продолжить проект под эгидой этой структуры ООН, а также готовы оказать всестороннюю помощь и поддержку в продвижении идей проекта.

 

 

- Можно ли сказать, что впервые, скажем, со времен Монтессори формируется новая концепция развития детей?


- Мы не задавались целью «догнать и перегнать» уже признанные системы развития и образования. Наш проект аккумулирует новейшие работы педагогов, психологов, социологов, философов. По большому счету, конечно, создается новая концепция развития и образования.Как я уже рассказала, к проекту «Детство-2030» проявляют большой интерес на Западе. Недавно на встрече в Европарламенте эксперты в области детства были удивлены, что в России уже предпринят масштабный комплексный подход. В Евросоюзе такие проекты хорошо финансируются, они востребованы, но такого глубокого изучения темы и у них еще не было.



Целый ряд ученых доказывают, что кризис современного образования настолько глубок, что такое образование начинает уже вредить будущим поколениям. К образованию должны быть применены принципиально иные походы: человек живет дольше, чем его дедушки и бабушки, современный образ жизни подразумевает мобильность, смену профессии не один раз за жизнь. Больше не надо готовить детей к ремеслу или конвейеру. Надо учить их учиться и переучиваться, набирать новые знания по мере потребности, гибко перестраиваться и включаться в новые виды деятельности.

 

 

 - Получается, что Фонд «Мое поколение», Ваши эксперты пытаются дать ответ на реальные вызовы времени, на потребности людей, которые еще не осознаны самим обществом…

 


- Собственно, в этом состоит суть общественной программы: мы не предлагаем решение, мы ставим проблему и предлагаем принципы и подходы, которые должны наполниться реальными проектами и действиями реальных людей. Без единомышленников и без тех, кто будет все это воплощать, наша программа не будет реализована. И самый существенный результат нашей работы за несколько лет в том, что сторонников «Детства 2030» становится всё больше.

 

 

Мы действительно даем ответ на уже сформировавшийся запрос общества. Надо отметить, что наш проект - это не просто обсуждение и описание, это уже часть реальной жизни. Например, в Тульской области пошел комплексный проект «Детство». Планируется единая система работы с родителями, беременными, новорожденными и дошколятами, со школьниками и студентами, учителями и воспитателями. А также к проекту подключается местный бизнес в этой сфере, средства массовой информации, то есть все, кто так или иначе влияет на развитие и образование детей.



Одна из наших партнерских организаций в Тульской области получила президентский грант на реализацию блока нашей комплексной программы. Сейчас идет проработка принципиальных подходов, выбор потенциальных партнеров, определение места и роли администрации области и общественности. К концу года будет возможность говорить о реализации проекта на практике.

 

 

- Современное производство может каждые пять лет менять свою форму, появляются роботизированные линии, меняются предпочтения потребителей. Что должно произойти с образованием, чтобы молодые специалисты могли легко переучиваться, менять свои профессиональные цели, включаться в новые виды деятельности?

 


- Эта проблема касается не только детей, она затрагивает наших современников – уже работающих взрослых. Наши исследования показали, что одним из конкурентных преимуществ у соискателей работы в ближайшем будущем станет способность освобождаться от старого опыта, умение осваивать новые компетенции, открывать свои новые способности, которые востребованы работодателем или заказчиком.

 

 

Новые технологии в образовании, которые уже прописали в некоторых документах европейцы, говорят о том, что надо готовить не к определенной специальности и профессии, необходимо помочь им научиться быть благополучными, то есть уметь реализовывать собственный уникальный потенциал посредством физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития во взаимоотношениях с самим собой и окружающими и миром.

 

 

- То есть речь идет об эмоциональном интеллекте?


 - И не только. Вместе с обязательным пакетом знаний, необходимых для поддержания жизнеспособности общества в целом, который должен получить любой гражданин, должны присутствовать новые направления в его развитии. Нужно переосмыслить роль школы, которая дает этот обязательный пакет знаний, чтобы за накоплением обязательных навыков-умений не были утрачены гибкость мышления, готовность к новому, способность реализовывать свои возможности.

 

 

Важнейшая составляющая благополучия – самовыражение. Через творчество, прежде всего. Отсюда задача создавать условия для многообразия возможностей детского творчества. Найдя путь для самовыражения, закрепив успех, поверив в себя и свои возможности, ребенок, став взрослым, сумеет найти путь для проявления себя во внешнем мире.



Другая составляющая – вовлечение, способность к выстраиванию отношений, общению, формирование соответствующей внутренней культуры. Необходимо развивать и продвигать культуру уверенности, инициативы и предпринимательства, основываясь на глубоком убеждении в том, что каждый человек способен осуществить «позитивные изменения» в своей жизни и жизни окружающих.

 

 

- Какие силы в современном обществе помогут создать новую систему образования?


- Конечно, прежде всего, должна быть общественная активность, решение родителей дать детям все возможности для развития.

Не исключаем такой инструмент, как готовность бизнеса быть заказчиком к системе образования через детей, через их вовлеченность, через формирование и спрос на образование, через профориентацию. Понятно, что бизнес уже пришел в вузы и ссузы, студентам предоставляют свое оборудование ведущие компании мира и тем самым воспитывают себе сотрудников и сотрудников инфраструктуры своего бизнеса.

 


Сегодня отдельные компании идут работать с детьми в школах. Даже в дошкольных учреждениях посредством детских игрушек ребенок может познакомиться с профессией. Ребенок приобщается к делу, становиться участником, интересантом, у него появляется спрос. И этот спрос поддерживается, наполняется посредством взаимных проектных решений с использованием креативного детского подхода.

 

 

Предприниматель, в свою очередь, получает «обратную связь» и может выработать свои требования к образовательным или иным программам профессиональной подготовки, дать свои предложения уже профильному Министерству, и так появится новый образовательный стандарт. Но пока что нет внятного заказа на профессиональные компетенции от бизнеса.


 

- Игрушки «о профессиях» уже давно продаются, это не новость…


- Основное отличие в том, чтобы вызвать интерес и дать этому интересу реализоваться. Должно быть воспитание спроса на информацию, на знания. Ребенок не просто получает новые знания, но и навыки использования, практического воплощения. Есть проектный подход в образовании: сначала надо вызвать интерес, узнать потребность, а потом уже ребенок добивается знаний, осваивает новую тему. В итоге вырастет не готовый специалист, например, слесарь, а специалист, готовый осваивать любую работу. Вот так формируется способность достигать цели, способность видеть мир, видеть свое место, работать сообща, быть конкурентоспособным в будущем.

 

 

И поэтому бизнес здесь может помочь в переосмыслении места детства в нашей жизни, осознания сверхценности детства через практические вещи. Таким образом, участие в развитии детей - это не сфера социальной ответственности, это абсолютный интерес собственно этого бизнеса.


 

- Где же основной вред, может быть, это классно-урочная система? Значит, надо возвращать детей в сады, где, например, Сократ гулял со своими учениками…


- Да, классно-урочной системе не так уж и много, всего 360 лет, эту дату в прошлом году отметили. Сейчас мир меняется революционно, и фундамент знаний должен быть уже совсем другим. От человека требуются не только знания-умения-навыки, не только ум и интеллект. Теперь требуется способность к самовыражению, чувства, ощущения, эмоции также важны, как и интеллект.

Наука открывает многое, демографы говорят необычные вещи. Выяснилось, что традиционные общества и техногенные общества пришли к одной точке понимания, что нельзя ни в коем случае нарушить так называемую устойчивость. Научный прогресс не может быть бесконечным и постоянно менять мир, есть предел этим изменениям, иначе всё рушится.

 

 

Устойчивость развития – это цель любой цивилизации, за счет наращивания интеллекта устойчивость такой системы как человек или человечество, не получишь. И мы сейчас видим огромное количество кризисов семьи, морали, нравственности. Люди ищут духовности. Растет число суицидов, это означает, что мы дошли до той точки, когда уже нельзя наращивать технократию и интеллект. Пора пересмотреть основу, фундамент образования. Образовательный процесс должен стать гармоничным, и не исключено, что дети будут учиться на прогулке со своими учителями.


 

- Мы привыкли думать, что изменения вокруг нас обусловлены экономическими причинами. Видите ли Вы экономические механизмы, которые помогут изменить образовательную среду?


- В ближайшее время существенно изменится состав основных потребителей. Если сейчас основной потребитель – это средний класс, то через 20 лет на долю среднего класса останется всего треть населения, две трети займут пожилые люди и дети. Как ни странно, именно дети становятся основными потребителями. Это результат одного из наших исследований.Открывается серьезный рынок, который пока что отсутствует как таковой. Уже сейчас прорастает новая ниша, и тот, кто сегодня проложит мостик первым, станет лидером в этой сфере. Для бизнеса, который ищет новые рынки – это новая возможность.


 

С другой стороны, если всё же идею сверхценности детства примет общество, появится спрос на такого рода товары и услуги, которые становятся сегодня для детей альтернативой существующей системы образования. Дело в том, что в традиционной системе образования мы получаем не более 30% знаний, всё остальное приходит из окружающего мира. Окружающий мир должен стать этой образовательной средой. А чем её наполнить - случайными рекламными вещами, уродующими психику, или просто складом товаров? Решение должно быть принято во власти. Должны быть товары и услуги, как обязательное условие формирование окружающего мира в качестве образовательной среды. Для бизнеса появляется гарантированный сбыт, а бизнес сейчас за другие рынки бьется, он не видит в этом свои перспективы. Тот, к то сегодня это сможет осознать, получит колоссальные конкурентные преимущества.


 

 - Что же это за товары и услуги, которые создадут благоприятную воспитательную среду?


- Должны быть различные компьютерные программы, телефоны, адаптированные для детей, адаптированная мебель, интерьеры, в конце концов, село или город в целом должны быть приспособлены для детей.  Если, например, ребенок живет в обычной комнате, его психика подавляется за счет большой мебели. Провели опыт: поместили человека в комнату, в которой была воспроизведена мебель огромного размера - большие стулья, столы, выключатель, к которому надо было тумбочку подставить, не достать до умывальника, до кнопки унитаза не дотянуться. Поставили взрослого в положение пятилетнего, и через неделю у него проявились устойчивые признаки нарушений в психике.



Для продвинутого потребителя должен быть создан новый рынок мебели, адаптированной для ребенка и прошедшей психологическую экспертизу. Должна быть создана новая форма сертификации – дружественные детям товары. Такой рынок не ограничен, продукты или мебель, одежда или транспорт, на выбор производителя. Сертифицируется свойство товара - адаптирован этот товар для использования ребенком или не адаптирован.


 

Сейчас, к примеру, нам пытаются навязать стандарты зеленой экономики, при выходе на международные рынки, если наши товары этим стандартам не будем соответствовать – нас будут ограничивать. Это разве не рычаг управления страной? Думаю, не менее важным и сильным может стать рычаг «дружественности детству». Мы уже начинали такой проект – экспертиза детских товаров и услуг, присваивали знак общественной экспертизы. Такой спрос может сформироваться у родителей, они обращаются к этой информации, прошел этот товар экспертизу или нет, полезно использовать или вредно.



Для образования родителей мы с октября 2011 года запустили проект повышения компетенции в сфере развития детей «Просвещенные родители» – это пилот, обучаем 100 родителей, у нас там образовательная программа совместно с МГГУ им. Шолохова. Выпускники будут двигать проект дальше. Обучение родителей включает многое, начиная с детской безопасности, заканчивая новыми инновационными методиками, новые подходы, исследования, психология, социология. Вот такой масштабный, комплексный подход – от окружающей среды и до обучения родителей. Надеемся, что наш проект в ближайшее время наполнится практическими результатами.

 

 

 

Сharitable foundation "MOYO POKOLENIYE" ("MY GENERATION") supporting youth`s initiatives was created for the sake of supporting the projects aimed at the development and realization of advanced social and public technologies of future generation`s development and training. The article presents an interview with Alina F. Ralchenko, the Head of the Public Programme "Detstvo" ("Childhood"), who tells about the developing and educational programmes necessary for our children, the direction of the world`s development and the ways of helping children and teenagers join in global tasks equally with foreign peers. 

 

(Межотраслевой альманах ДСР №36/2012г.)



Ключевые теги: Алина Радченко
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)
Октябрь 2016 (11)
Сентябрь 2016 (6)
Август 2016 (13)
Июль 2016 (46)